СИСТЕМА МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
На сегодняшний день значимой проблемой в современном обществе выступает полноценное вхождение детей с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду. Своевременными и социально значимыми представляются усилия, направленные на подготовку детей с ОВЗ к самостоятельной жизни путем эффективной интеграции в социальную среду, а также психологическая поддержка и психопросвещение родителей и педагогов. В статье представлена система медико-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Представленные и апробированные мастер-классы по различным видам арт-терапии направлены на всестороннее и эстетическое развитие детей с нарушениями развития, коррекцию их эмоциональной сферы, научение выражению эмоций социально приемлемыми методами и развитие коммуникативных навыков. Упражнения подбирались с учетом возрастных и клинических особенностей детей. Использование арт-терапевтических техник способствовало созданию безопасной среды для самовыражения детей, а безоценочное принятие их и продуктов деятельности взрослыми выступило ресурсом для личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Групповые занятия с детьми проводили студенты-волонтеры под руководством преподавателей. Таким образом, студенты наработали практический опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова:
дети с ограниченными возможностями здоровья, медико-психологическая помощь, социализация, арт-терапия
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Актуальность Согласно данным ВОЗ, в современном мире увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Таким детям необходимо особое психолого-педагогическое сопровождение и специализированная медико-психологическая помощь. На данный момент система образования предоставляется ребенку с ОВЗ возможность войти в социальную среду и получить образовательную услугу. Важной стратегической задачей в сфере социальной политики Крыма стоит интеграция данной категории детей в социум. Создаются определенные условия, помощь и поддержка, способствующие их обучению. Однако на практике мы сталкиваемся с определенными трудностями в реализации данного положения. Постановка проблемы Отметим, что дети с ОВЗ характеризуются, независимо от нозологии, пассивностью, ригидностью мышления, личностной незрелостью, неустойчивостью мотивации и эмоциональной лабильностью. Также дети данной категории с самого детства обычно ограничены в социальных контактах, замкнуты, для них затруднена полноценная коммуникация с окружающими, обеднен социальный опыт. Данный факт коррелирует не только с индивидуально-личностными особенностями детей с ОВЗ, но и с отношением и сложностью в принятии их со стороны взрослого общества. Данная несостыковка желаемого с действительным приводит к затруднению в социализации и интеграции детей с ОВЗ и, конечно, возможности занимать этим детям активную социальную позицию. С целью полноценного вхождения ребенка с ОВЗ в социальную группу, усвоения им социальных норм и правил, образов поведения, т.е. социализации, необходимо постепенное интегрирование ребенка в социальную среду. Реализация данной задачи основывается на разработке и внедрении медико-психолого-педагогического комплекса мероприятий: медико-психологическое сопровождение детей и психолого-педагогическое сопровождение родителей и педагогов в принятии детей с ОВЗ. Одним из таких способов является инклюзивное образование. Акцентируем внимание на важности привлечения молодежи в реализации поставленных задач. В связи с тем, что студенческая общественность испытывает затруднения в прохождении практики в специализированных учреждениях, является целесообразным с целью формирования профессиональных компетенций студентов-психологов и дефектологов привлекать их к данной работе. Отметим, что на территории Крыма остро стоит вопрос нехватки тьюторов в образовательных учреждениях, поэтому вовлечение студентов в виде волонтерских групп, оказывающих медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и их родителей, значимо поможет в сложившейся ситуации. Изложение основного материала Теоретические основы и практические рекомендации по вопросам особенностей развития и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья представлены в трудах Л.С. Выготского, В.И. Лубовского, Л.И. Плаксиной, Л.С. Сековец, Л.И. Солнцевой и В.З. Денискиной. Авторы рассматривают особенности адаптации детей с ОВЗ как в образовательной среде, так и в обществе в целом, акцентируют внимание на особых потребностях таких детей, специфику компенсации и коррекции нарушенных психических функций и поведения [6, 18, 28, 33] (Vygotskiy, 2001; Lubovskiy, 2011; Plaksina, Sekovets, 2003; Solntseva, Deniskina, 2004). По мнению Л.И. Акатова, важным в обеспечении нормального психического и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья является разработка системы целенаправленных развивающих мероприятий и комплекса коррекционных мер по предупреждению и корригированию нежелательных психических проявлений и различных форм поведения. Автор отмечает, что для оптимизации развития психических функций и гармоничного развития личности ребенка необходимо создать благоприятные условия [1] (Akatov, 2003). Как отмечает отечественный ученный Л.С. Выготский, использование средств искусства в работе с детьми является катартическим методом. Квинтэссенция заключается в замене негативных эмоциональных переживаний личности позитивными чувствами и эмоциями, которые несет в себе искусство [6] (Vygotskiy, 2001). Опираясь на труды вышеуказаных деятелей, нами разработана и внедрена система медико-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, которая включает мероприятия, направленные в первую очередь на социализацию детей с нарушениями. Система помощи детям с ОВЗ состоит из 4-х мастер-классов по театрализованной деятельности и основным видам арт-терапии: изотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, квиллинг и оригами. Важным в организации мастер-классов было соблюдение определенных условий. Отметим, что мастер-классы были ориентированы на сам процесс, никоим образом не на результат. Взрослые уклонялись от оценочных суждений и сравнений продуктов творческой деятельности детей. Работа с участниками проводилась в групповой форме. Все упражнения подбирались с учетом возрастных и клинических особенностей детей. В связи с тем, что группы детей были неоднородными по возрасту, структуре и тяжести дефекта, основными задачами мероприятий медико-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья явились: - расширение сенсорного опыта (рисование ватными палочками, губкой, на мокрой бумаге, работа с влажным и сухим песком и т.д.); - развитие манипулятивных действий, мелкой моторики и праксиса; - развитие коммуникативных навыков; - гармонизация эмоционального состояния; - активизация воображения. Наш выбор пал именно на использование арт-терапии в связи с тем, что с помощью различных видов арт-терапии можно создать безопасную среду, которая способствует самовыражению и спонтанной активности детей с нарушением развития, что дает возможность корригировать их психоэмоциональную сферу. Целью мастер-классов по изотерапии явилась в первую очередь коррекция эмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с помощью различных техник и средств работы с красками и цветом учились выражать свое настроение, безопасно проявлять эмоции, что благоприятно сказывалось на их эмоциональном и психологическом состоянии в целом. Использовались как традиционные, так и нетрадиционные техники рисования. С целью создания творческой и благоприятной атмосферы ребенка не принуждали к выполнению какого-либо упражнения, он мог отказаться от участия в задании и выбирать то, что ему по душе. Организаторы проекта лишь способствовали тому, чтобы приложенные усилия детей в ходе мастер-класса приносили им удовольствие и интерес. Благодаря грамотно подобранным методикам и техникам изотерапии, возможно, не вербализируя и не выводя в сознание, проработать защитные механизмы психики, дать выход внутриличностным конфликтам, разрешить себе пережить накопленные эмоции и чувства. Следовательно, основными задачами изотерапии являются психологическая коррекция невротических проявлений и различного рода психосоматических нарушений, коррекция затруднений, связанных с построением общения и социальной адаптацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Е.В. Иванова , Г.В. Мищенко, В.А. Кулганов, Е.В. Раева и А.В. Киселева [12, 17] (Ivanova, Mischenko, 2016; Kulganov, Raeva, Kiseleva, 2017) отмечают, что у детей с ограниченными возможностями здоровья наблюдается незрелость эмоционально-волевой сферы, что проявляется в склонности к агрессивному поведению, импульсивным и часто бесконтрольным реакциям, непроизвольным действиям и поступкам, что обусловлено, по мнению нейропсихологов (Ж.М. Глозман, Ю.В. Микадзе и А.В. Семенович,), медленным темпом формирования высших структур мозга, в особенности лобных долей [7, 23, 32] (Glozman, 2012; Mikadze, 2008; Semenovich, 2017). Согласно А.Р. Лурии, эта незрелость связана с замедленным формированием второго и третьего функционального блоков мозга [19] (Luriya, 2003). В связи с чем зачастую дети сталкиваются с непринятием их окружающими, сложностями в построении контакта с другими людьми и, как следствие, затруднениями в социальной адаптации и интеграции, что обуславливает патологизацию характера. Таким образом, изотерапия в работе с детьми с ОВЗ направлена на продуктивное выражение эмоций приемлемыми для социума формами, осознание детьми своих эмоций и переживаний, развитие саморегуляции и произвольности действий. Особо важным выступает признание ценности продуктов творческой деятельности детей и безоценочное принятие их как личностей независимо от их капризов и хулиганских поступков. Следующие мастер-классы проводились по музыкотерапии и были направлены на коррекцию психоэмоционального состояния ребенка с ОВЗ, развитие высших психических функций, гармонизацию психофизиологического состояния ребёнка. По мнению Е.П. Дединской и К.А. Щербининой, музыка активизирует работу коры головного мозга, развивает морально-эстетический вкус и способствует расслаблению нервной системы и снижению мышечного тонуса [8] (Dedinskaya, Scherbinin, 2008). Как отмечает В.И. Петрушин, музыкальная терапия выступает одним из сильнейших средств профилактики невротических проявлений у детей, способствует гармонизации и эмоциональной регуляции психической деятельности личности [27] (Petrushin, 2000). Основывались при разработке мастер-классов по музыкальной терапии на концепциях зарубежных (Г.Г. Декер-Фойгт, Б. Любан-Плоцца, А. Менегетти) [9, 20, 22] (Deker-Foygt, 2013; Lyuban-Plotstsa, Poberezhnaya, Belov, 2012; Menegetti, 2012) и отечественных специалистов (О.А. Ворожцова, В.Ю. Завьялов, С. Коган, В.М. Успенский, Ж. Шошина, В. Элькин) [5, 10, 14, 34, 36, 39] (Vorozhtsova, 2014; Zavyalov, 2009; Kogan, 2001; Uspenskiy, 2011; Shoshina, 2012; Elkin, 2010). Опираясь на труды отечественных исследователей (Л.С. Брусиловский, Е.А. Королькова, Е.Н. Котышева, B.И. Петрушина, Л.А. Рапацкая, М.Н. Бученкова и B.C. Шушарджан), основными задачами музыкотерапии с детьми с нарушением развития являются [4, 15, 16, 26, 29, 38] (Brusilovskiy, 1979; Korolkova, 2016; Kotysheva, 2009; Petrushin, 2011; Rapatskaya, Buchenkova, 2010; Shushardzhan, 2005): 1) поддержание и восстановление психофизиологических и вегетативных функций организма; 2) коррекция психологического и эмоционального состояний личности; 3) формирование новых социально приемлемых способов выражения эмоций; 4) коррекция коммуникативных способностей; 5) освоение новых паттернов поведения; 6) активизация творческого потенциала. На мастер-классах дети с ограниченными возможностями здоровья не только прослушивали музыкальные произведения, но и играли на музыкальных инструментах. В рамках медико-психологического сопровождения детей с ОВЗ использовали музыку в качестве как отдельного основного элемента арт-терапии, так и как дополнение, с целью усиления воздействия и эффекта других коррекционных мероприятий, например, в театрализованной деятельности. Отдельно отметим благоприятное воздействие музыки на развитие чувства ритма у детей, обуславливающее усиление развитие речи и праксиса. Мастер-классы по песочной терапии дают возможность в невербальной форме корригировать психоэмоциональное состояние ребенка с нарушениями, раскрыть творческий потенциал. Песочная терапия является коррекционным, терапевтическим и диагностическим инструментом. Согласно К. Г. Юнгу и Л. Штейнхардт, созданные в песке образы и композиции несут символический характер, что соответствует многообразию архетипического мира [37] (Shteynkhardt, 2001). Преимущество работы с песком состоит в том, что дети совместно создают картину мира в живом трехмерном пространстве. Каждый ребенок, чувствуя себя творцом, привносит в общую картину мира свой личный мир, модель своего мироощущения, микрокосмос. Как отмечают отечественные психологи (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, М.В. Киселева и Н.А. Сакович), различные модификации песка - сухой или мокрый - создают новые ощущения и дают ребенку возможности для творения, самораскрытия и рефлексии. Добавление в песочный мир фигурок людей и животных, игрушек, растений, камушков, ракушек и т.д., а также строительство замков, холмов, тоннелей оживляют этот мир, позволяя ребенку создать новый мир или отобразить реальный. При групповой работе дети, погружаясь в процесс творения, учатся отстаивать свои границы, уважать интересы и мнения других, приспосабливать свой мир к изменениям общей картины мира, что обуславливает в дальнейшем их более успешную социализацию [11, 13, 31] (Zinkevich-Evstigneeva, Grabenko, 2010; Kiseleva, 2008; Sakovich, 2006). Акцентируем внимание на том, что в песке дети могут моделировать конфликтные, стрессовые и психотравмирующие ситуации. Под руководством взрослого возможен терапевтический аспект работы, когда дети, проживая события с героями, трансформируют разыгранную ситуацию, добавляя в нее новые функциональные элементы или создавая иной финал. Таким образом, основными задачами песочной терапии являются: 1) эмоциональная регуляция психической деятельности; 2) активизация саморегуляции и волевой активности; 3) развитие адаптивных качеств личности; 4) развитие коммуникативных навыков; 5) стимуляция творческих способностей и воображения. Вслед за Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой для снятия психоэмоционального напряжения и активизации творческих способностей детей инструкцию подавали в простой сказочной форме, поощряли детей за проявленную фантазию [11] (Zinkevich-Evstigneeva, Grabenko, 2010). Результативна песочная терапия в случаях, когда детям сложно понять, прожить и объяснить свои эмоции и чувства. Это наблюдается в семьях с низкой эмоциональной грамотностью и/или запретом на проживание и проявление своих эмоций, например, у эмоционально холодных матерей. Мастер-классы по квиллингу и оригами направлены на развитие познавательных способностей и коррекцию эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. Е.Н. Башкирова и А.И. Копытин акцентируют внимание на использовании оригами как вида арт-терапии в практической деятельности психолога и педагога в работе с детьми [2, 3] (Bashkirova, 2013). По мнению авторов, занятия оригами в первую очередь способствуют развитию интеллектуальных способностей ребенка, логического и пространственного мышления, а также мелкой моторики. Л.О. Осадчук считает, что использование оригами и квиллинга в работе с детьми успешно развивает их воображение и такие волевые качества, как терпение и усидчивость, благоприятно влияет на их психоэмоциональное состояние [24] (Osadchuk, 2006). Автор отмечает, что занятия оригами не являются самостоятельным видом арт-терапии, а предполагает совместное использование цветотерапии, игротерапии и сказкотерапии [25] (Osadchuk, 2009). По мнению Е.А. Медведевой и И.Ю. Левченко, оригами и квилинг в практике арт-терапии эффективно используются в работе с тревожными детьми и детьми с психосоматическими расстройствами. Такого рода занятия стимулируют детей не просто копировать уже созданный продукт, а создавать свой, что способствует развитию креативного мышления, находить новые способы решения, изобретать что-то новое и необычное [21] (Medvedeva, Levchenko, 2001). Основными задачами мастер-классов по оригами и квиллингу в рамках нашего медико-психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья выступили: 1) всестороннее и художественное (эстетическое) развитие детей; 2) развитие познавательных процессов и волевой сферы; 3) формирование коммуникативных навыков; 4) развитие мелкой моторики рук; 5) развитие таких личностных качеств, как ловкость, аккуратность и бережливость; 6) стимулирование творческого подхода в решении разных заданий; 7) активизация самовыражения в безопасной среде. В процессе усвоения простых техник оригами и квиллинга дети с ограниченными возможностями здоровья на наших занятиях окунались в мир волшебства. В их руках с помощью нехитрых приемов конструирования цветная бумага превращалась в незамысловатых животных и растений, впоследствии оживающих в театрализованных постановках. Помощь волонтеров в создании образов и их безоценочное принятие возможностей детей с ОВЗ и продуктов их деятельности в первую очередь являлось важным ресурсом развития личности ребенка, а также способствовало активизации и закреплению положительных эмоций в опыте детей с нарушениями развития. Как отмечает Е.Ю. Рязанцева, принятие является необходимым условием позитивного развития личности, которое осуществляется на базовых уровнях жизнедеятельности личности: принятие окружающего мира, принятие субъектов этого мира и самопринятие. Согласно пирамиде потребностей А. Маслоу, принятие является базовой потребностью каждого индивидуума. Принятие и безусловная любовь матери формирует у ребенка чувство безопасности, что способствует не только его гармоничному развитию, но и является жизненно важной необходимостью в раннем онтогенезе. Взрослый через призму собственного восприятия мира транслирует ребенку свое отношение к миру, окружающим и себе, на основе чего ребенок формирует свое отношение к миру, другим и себе. В случае негативного отношения к этим 3 категориям, т.е. непринятия, со стороны ребенка возможно избегание или уход от контактов с реальностью, что может способствовать развитию психотического состояния, отвержение других или желание их переделать, нарушение эмоционального развития, аутоагрессия или самоуничижение, крайней формой могут выступить суицидальные тенденции [30] (Ryazantseva, 2011). Выводы Таким образом, система медико-психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья направлена на сохранение и поддержание психического здоровья особых детей. Приоритетными направлениями работы выступили коррекция психоэмоционального состояния ребенка, формирование волевой регуляции и коммуникативных способностей, раскрытие творческого потенциала и развитие познавательных функций, что способствует успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. На мастерских была создана безопасная среда, атмосфера безоценочного принятия детей и продуктов их творческой деятельности, что способствовало их самовыражению. Предложенные упражнения способствовали освоению нового опыта в выражении эмоций социально приемлемыми способами детьми с ограниченными возможностями здоровья. Отметим, что значимым в рамках этого проекта явилось участие студентов-волонтеров в проведении мастерских, что способствует освоению практического опыта работы с детьми с ОВЗ под руководством преподавателей в соответствии с профессиональными компетенциями.
Список литературы

1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 368 c.

2. Арт-терапия - новые горизонты. / Под ред. А.И. Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006. - 336 c.

3. Башкирова Е.Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии // Психология в России и за рубежом: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). Санкт-Петербург, 2013. - c. 85-90.

4. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия. Руководство по психотерапии. / од ред. проф. В.Е. Рожнова. - Ташкент: Медицина, 1979. - 256-274 c.

5. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. - 2014. - 96 c.

6. Выготский Л.С. Психология искусства. / собр. тр.; науч. ред. В. В. Иванова и И. В. Пешкова. - М.: Лабиринт, 2001. - 477 c.

7. Глозман Ж.М. Нейропсихологическое обследование: качественная и количественная оценка данных. - М.: Смысл, 2012. - 265 c.

8. Дединская Е.П., Щербинин К.А. Музыкальная терапия в клинической практике // Музыкальная психология и психотерапия. - 2008. - № 2. - c. 112-117.

9. Декер-Фойгт Г. Г. Введение в музыкотерапию. / под ред. Г. Г.Декер-Фойгт. - СПб.: Питер, 2013. - 634 c.

10. Завьялов В. Ю. Регулятивный музыкальный тренинг и музыкальная терапия для детей и подростков. - 2009. - 287 c.

11. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. - СПб.: Речь, 2010. - 50 c.

12. Иванова Е.В., Мищенко Г.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 112 c.

13. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. - СПб.: Речь, 2008. - 160 c.

14. Коган С. Оздоровление звуковым и изобразительным искусством. - СПб.: Питер, 2001. - 204 c.

15. Королькова Е. А. Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). Казань, 2016. - c. 87-90.

16. Котышева Е.Н. Музыкальная психологическая коррекция в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // Омский научный вестник. - 2009. - № 2. - c. 179-182.

17. Кулганов В. А., Раева Е. В., Киселева А. В. Использование методов арт-терапии в коррекционных и лечебных целях для детей с ОВЗ // Дошкольная педагогика. - 2017. - № 8. - c. 34-37.

18. Лубовский В.И. Адаптация детей с особыми образовательными потребностями. / В книге: Социально-психологическая поддержка адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде города: Сб. статей / Под ред. Б. М. Когана и С. М. Валявко. - М.: Спутник, 2011. - 5-7 c.

19. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. / Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. - 384 c.

20. Любан-Плоцца Б., Побережная Г., Белов О. Музыка и психика: слушать душой. - К.: АДЕФУкраина, 2012. - 200 c.

21. Медведева Е.А., Левченко И.Ю. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании. / учебник для вузов. - М.: Академия, 2001. - 248 c.

22. Менегетти А. Музыка души. Введение в музыкотерапию. Составлено по лекциям. / пер с итал., 2012. - 175 c.

23. Микадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста. / Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008. - 288 c.

24. Осадчук Л.О. Образ жизни оригами: оригами в педагогике и арт-терапии // Простір арт-терапії: разом з вами. - 2006. - № 2. - c. 54 - 60.

25. Осадчук Л.О. Простiр арт-терапii: хаос, структура, стихiя // Матеpiали ХI мiжнародноi мiждисциплiнарноi науково-практичноi конференцii. Киев, 2009. - c. 38-43.

26. Петрушин В. И. Задачи музыкальной психологии и психотерапии в современной России // Музыкальная психология и психотерапия. - 2011. - № 3. - c. 4-14.

27. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. - М.: Владос, 2000. - 176 c.

28. Плаксина Л. И., Сековец Л. С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида. / Учебно-методическое пособие. - М.: ЗАО «Элти-Кудиц», 2003. - 112 c.

29. Рапацкая Л. А., Бученкова М. Н. Технологии музыкотерапии как средство общего оздоровления детей с задержками психического развития // Вестник КГУ им. Некрасова. - 2010. - № 4. - c. 235-240.

30. Рязанцева Е. Ю. Принятие как экзистенциальный ресурс // Наука i освіта: науково практичний журнал Південного наукового центру НАПН Україн. - 2011. - № 3/LXXXXIX. - c. 75-79.

31. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб.: Речь, 2006. - 176 c.

32. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. / Учебное пособие - 9-е изд. - М.: Генезис, 2017. - 476 c.

33. Солнцева Л. И., Денискина В. З. Психология воспитания детей с нарушением зрения. - М.: Налоговый вестник, 2004. - 320 c.

34. Успенский В. М. Нерешенные проблемы музыкотерапии // Музыкальная психология и психотерапия. - 2011. - № 3. - c. 69-79.

35. Халявина Т. Г. Психокоррекционное воздействие музыки на детей с задержкой развития // Музыкальная психология и психотерапия. - 2008. - № 2. - c. 105-111.

36. Шошина Ж. О музыкальной терапии. / В книге: Психология процессов художественного творчества. - М.: Наука, 2012. - 219 c.

37. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. / пер. с англ. - СПб.: Питер, 2001. - 320 c.

38. Шушарджан С. В. Руководство по музыкотерапии. - М.: ОАО Издательство «Медицина», 2005. - 480 c.

39. Элькин В. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней. - 2010. - 356 c.

Войти или Создать
* Забыли пароль?