Текст (PDF):
Читать
Скачать
Выборы в любом государстве являются событием, к которому приковано множество взглядов, как электората, так и наблюдателей внутригосударственного и международного уровня. 4 декабря 2011 года - очередная дата выборов в государственную думу Российской федерации. В позиции низкого старта находилось 7 партий, которые были допущены к политическому состязанию («Правое дело», «КПРФ», «ЛДПР», «Справедливая Россия», «Единая Россия», «Патриоты России» и «Яблоко»). Нужно заметить, что современная Россия находится в особом состоянии интенсивного изменения параметров человеческого сознания. Наблюдается столкновение результата долговременного влияния советской системы (проявления культурной травмы) и вхождения новых для нас европеизированных ценностей, установок, схем поведения. Притом, прошло уже почти 13 лет с момента периода «перестройки» и, так называемое «новое поколение» развивается без прямого влияния, свойственного советскому периоду. Присутствуют лишь отголоски результатов прошлого периода людей старшего поколения. В том числе, мы до сих пор мы сталкиваемся с проявлениями культурной травмы в России на трех уровнях: демографическом, уровне социальной структуры и собственно культуры [2; с. 89-95]. Бесспорно, в предвыборный период политическая тематика является наиболее актуализированной и мы не могли оставить незамеченной данную сферу российского общества. Однако весь фокус нашего исследования направлен на особую категорию общества - молодежь, как наиболее активную, передовую в когнитивном, мотивационном и поведенческом смысле, частичку общества в виду их возрастных особенностей. Социальная ситуация выборов в Государственную Думу является неким катализатором для возможного повышения политической активности [1, с. 285-286]. Безусловно, молодежь со стороны политической сферы - это огромное поле для деятельности социальной психологии. Нами была предпринята попытка исследования семантических ассоциативных полей и каузальных атрибуций молодежи по отношению к современным политическим партиям. Напомним, что политическая партия - «политическая организация, выражающая интересы общественного класса или его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в достижении определённых целей и идеалов» [3, с. 449; 4]. Исходя, из данной дефиниции следует, что политическая партия создана для общества, с целью представления интересов общества и трансляции их потребностей в государственном аппарате. В своем роде, она служит проводником между обществом и руководством страны. Партия должна иметь хотя бы какую-то осведомленность интересов той части общества, которую она представляет. Общество как второй субъект отношений, воспринимает ту или иную реально существующую политическую партию через призму своих установок, ценностей, соотнося её с субъективным образом «идеальной партии». При условии когнитивного и эмоционального соответствия следующим этапом является идентификация себя с той или иной партией. Основной целью работы является исследование семантических ассоциативных полей и каузальных атрибуций молодежи по отношению к современным политическим партиям. Объект нашего исследования - студенты Гуманитарного Университета. Предмет исследования - ассоциативные поля, каузальные атрибуции молодежи по отношению к современным политическим партиям. Выборка составила 84 человека. Из них, 11 респондентов - мужского пола, 73 - женского. Возраст респондентов от 18 до 30 лет. Основные задачи исследования: Исследование особенностей восприятия современных политических партий; Выявление ассоциативных полей, связанных с настоящими политическими партиями; Изучение каузальных атрибуций в отношении участия политических партий на выборах в Государственную Думу 4 декабря 2011 года. Процедура исследования проводилась в течение недели строго до выборов 4 декабря 2011 года. Испытуемым давались бланки, состоящие из двух методик. Первая методика нашего исследования - ассоциативный эксперимент. Достоинством данного метода оказывается то, что испытуемые работают с методикой в состоянии «режиме употребления», «обыденного употребления». Испытуемым дается полная свобода при выполнении методики. Они используют только те понятия, которые доминируют в их сознании при подаче слова-стимула. Таким образом, это позволяет нам выделить неосознаваемые значения и связь со словами-стимулами: «политическая партия», «ЛДПР», «КПРФ», «Единая Россия», «Справедливая Россия», «Правое дело», «Патриоты России» и «Яблоко». Ограничения в выборе количества ассоциаций отсутствовали. Для уменьшения искажений, вносимых сознанием, время на ответы ограничивалось 5 минутами. Вторая часть исследования посвящена изучению каузальных атрибуций также методикой ассоциативного эксперимента. Испытуемым была предложена следующая инструкция: «Почему, с какой целью, на Ваш взгляд, каждая из указанных ниже политических партий стремится принять участие в органах государственной власти и местного самоуправления?» Так, респондентам было предложено в свободных ассоциациях подобрать не менее трех причин к предложенным словам-стимулам: «ЛДПР», «КПРФ», «Единая Россия», «Справедливая Россия», «Правое дело», «Патриоты России» и «Яблоко». Ограничения в выборе количества ассоциаций-атрибуций отсутствуют. Эксперимент проводился в группах по 10-20 человек. Вы давались бланки и зачитывалась инструкция. Работа испытуемых велась индивидуально, не допускалось малейшее обсуждение. Данные, полученные в ходе эксперимента, обрабатывались при помощи статистического пакета SPSS. При вводе данных, производилось объединение одного и того же слова в различных формах, имеющих единое смысловое значение. Было выполнено ранжирование названных испытуемыми слов в порядке их убывания частоты их употребления. Далее, ассоциации, проявившиеся у одного, дальнейшей обработки не подвергались, поскольку они носят случайный характер или обусловлены индивидуальными особенностями. При дальнейшем анализе подвергались обработке ассоциативные реакции, проявляющиеся не менее 2-х раз. Такой набор ассоциаций считается ассоциативной нормой объекта исследования и используется для определения семантического поля восприятия политических партий. Таким образом, полученный набор ассоциаций и является проявлением различных сторон изучаемого объекта, которые максимально доминируют в сознании испытуемых. Для статистической обработки данных ассоциативного эксперимента был использован кластерный анализ (Ward`s Distance Metric: Squared Euclidean), а также факторный анализ. Результаты исследования. При предъявлении слова-стимула «Политическая партия» актуализирует такие смысловые категории как «выборы», «борьба за власть власть», «государство», «единство», «коррупция», «идеи», «режим», «деньги», «воры», «агитация», «видимость». Испытуемые связывают политическую партию с властью, борьбой в процессе выборов. Указывают на такие методы как агитация, дебаты. В том числе, молодежь указывает на связь с мужским полом, группой людей. Прослеживается отличительная особенность - наличие паттернов мошенничества, лжи и коррупции. Партия «КПРФ» в сознании респондентов имеет четкую связь с лидером партии - Г. Зюгановым, социалистической направленностью, пенсионерами, которые, в представлении молодежи являются избирателями данной партии. В том числе, ассоциативная связь присутствует с красным цветом и символикой периода - «серп и молот». Молодежь приписывает партии «КПРФ» внутренние (эгоистического характера) атрибуции, основная из которых - потребность во власти и получения прибыли. Молодежь имеет слабую степень осведомленности о партии «Яблоко». Результаты факторного и кластерного анализа свидетельствуют о том, что партия в сознании респондентов оказывается слабой, с либерально-демократической направленностью, лидером Г. Явлинским. Большое количество ассоциаций не связано с политической деятельностью («фрукт», «зеленое»). Основная причина, которую приписывают респонденты представителям данной партии - потребность во власти и получения прибыли, а также желание соперничать. На слово-стимул «Единая Россия», респонденты реагируют следующим образом. Выстраивается четкая связь с лидерами государства («Медведев», «Путин»), авторитаризмом, монополизацией и диктатурой («авторитаризм», «диктатура».) Отдельно стоит выделить ту сторону восприятия объекта, которая в сознании молодежи отражает такие ассоциации как: «ложь», «воры», «жулики», «коррупционеры». Присутствует связь со столицей России - Москвой. Нужно указать, что молодежь приписывает такие причины деятельности партии «Единая Россия», как потребность властвовать и получать прибыль. В общем смысле, причины имеют интернальный характер. В ассоциативном ряду присутствует такая причина деятельности партии как «улучшение жизни народа». Что вносит характер просоциального поведения, ориентированного на общественные интересы. Следует дополнить, что данная атрибуция не значимо представлена в результатах факторного анализа. Ассоциативный ряд, предъявляемый молодежью в отношении парии «Патриоты России», имеет свои особенности. Наблюдается стойкая связь с социальной группой - пенсионерами. В том числе, партия оказывается для респондентов неизвестной. Фактически респонденты не осведомлены о партии. Наиболее актуализированной атрибуцией в двигателе поведения членов партии «Патриоты России» является «потребность во власти и получения прибыли», «достижение собственного благополучия». На слово-стимул «ЛДПР», в первую очередь, у респондентов актуализируется фигура В.В. Жириновского. В достаточной мере выделяется эмоционально-экспрессивная (агрессивная) сторона партии, а также её лидера. Выделяются такие ассоциации как «крик», «шут», «клоун», «агрессия», «бессмысленность», Присутствует уверенная связь с оппозиционно-националистической направленностью. Молодежь актуализирует, во- первых, атрибуции, связанные с «потребностью во власти и получения прибыли». Во- вторых, отличительной особенностью в отношении этой партии является то, что респонденты объясняют поведение партии выражениями: «ради правды», «развеять скуку». При предъявлении слова-стимула «Правое дело», у респондентов отсутствует актуализация широкого набора ассоциаций. Однако, из представленного числа, превалирует тенденция к воспроизведению слов просоциального характера, например: «справедливость». Нужно отметить об актуализации такой профессиональной категории как «юристы». Возможно, молодежь представляет в составе партии контингент юристов. Причины, которыми молодежь объясняет участие партии на выборах - «достижение собственного благополучия», «жажда власти», «деньги». В заключении, стоит отметить, что респонденты в наименьшей степени осведомлены о данной партии. Реакция молодежи на слово-стимул «Справедливая Россия» в первую очередь отражается в ассоциации «Миронов». Это служит свидетельством того, что выделяется лидер партии. В том числе, респонденты указывают на связь с мошенничеством в денежной сфере. В то же время, фактор «вера в справедливость» в сознании студентов позволяет говорить о некоторой доле просоциальной направленности партии. Необходимо заметить, что партия оказывается незнакомой для молодежи. С точки зрения респондентов, деятельность партии «Справедливая Россия» в целом имеет похожую движущую силу, что и прочие партии. Доминирующая атрибуция, приписываемая респондентами, затрагивает внутренние интересы партии - «потребность во власти и получении прибыли» и «достижении собственного благополучия». Особенность атрибутивного процесса респондентов по отношению к партии «Справедливая Россия» в том, что её наделяют некоторой степенью альтруизма, что отражается в следующей фразе - «улучшение жизни граждан». В том числе, молодежь объясняет деятельность партии потребностью - «свергнуть старое правительство». В результате проведенного исследования, которое, несомненно, следует назвать пилотажным в виду размера выборки, мы можем сделать выводы. Во-первых, в актуализированных ассоциативных полях молодежи наблюдается стойкая тенденция к оценке партий как структур, действующих сугубо в собственных интересах («потребность во власти и получении прибыли», «достижении собственного благополучия»). Также, выделяется малозначимая тенденция связи слов-стимулов «Единая Россия» и «Справедливая Россия» с просоциальным поведением, ориентированным на общественные интересы («улучшение жизни граждан», «улучшение жизни народа»). Во-вторых, в ассоциативных рядах прослеживается тенденция к выделению фигуры лидера той или иной партии («Миронов», «Жириновский», «Явлинский», «Зюганов»). Полагаем, данная особенность связана с небезызвестных законом гештальта «фигура- фон». В-третьих, молодежь наиболее осведомлена о партиях «КПРФ», «ЛДПР», «Единая Россия». Наименее осведомленными респонденты оказываются в отношении следующих партий: «Яблоко», «Правое дело», «Патриоты России». В-четвертых, в ассоциативном поле присутствуют социальные и профессиональные категории граждан, с которыми молодежь связывает ту или иную партию. Для партии «Патриоты России» и «КПРФ» этой категорией является «пенсионеры», для фракции «Правое дело» - «юристы». В заключении стоит сказать, что данное исследование раскрывает нам ассоциативные поля, представляемые молодежью (N=84), а также каузальные атрибуции деятельности партий. В дальнейшем исследовании необходимо расширить выборку как минимум в 4-5 раз. Дальнейшая перспектива исследования представляется нам в изучении ассоциативных полей, каузальных атрибуций у различных категорий населения, например, таких как люди пожилого возраста. В том числе, нами уже проводится исследование социальных представлений молодежи о политических партиях, которое будет опубликовано позже. Исследование может быть полезным политическим психологам, политологам, специалистам по формированию и продвижению имиджа.