CRITERIA AND INDICATORS OF READINESS OF FUTURE PROFESSORS FOR WORK IN MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers the issue related to the definition of criteria and indicators which determine the level of readiness of future professors to work under the new conditions of social development. Creation of a multicultural educational environment is one of the trends in the development of society, which makes it necessary to change the training of future professors for activities in this environment and personality development in accordance with its parameters.

Keywords:
future professor, readiness, criteria and indicators, pedagogical community, multicultural environment, multiculturalism, education
Text
Text (PDF): Read Download

Введение В психолого-педагогических и социологических исследованиях в последнее десятилетие все большее количество ученых акцентируют свое внимание на изучении феномена поликультурности, в рамках которого рассматривают и поликультурное образовательное пространство как важнейший социальный фактор развития и самой образовательной системы России. Такое представление о современном образовании не является случайным. В частности, многие ученые отмечают, что в условиях интеграции мировых сообществ, которые имеют разные традиции, языки, уровень политического и экономического развития, менталитет и т.д., именно поликультурное толерантное общество может стать основой для последующего конструктивного и безопасного развития человечества (С. К. Бондырева (2007), М. В. Дюжакова (2009), М. Г. Синякова (2014) и др.). а неотъемлемой составляющей такого общества является образование. Но здесь возникают закономерные вопросы: кто и как должен воспитывать граждан этого общества, формировать соответствующие установки, мотивацию, развивать у них потребность и готовность взаимодействовать с представителями различных культур, с уважением относиться к людям, имеющим иные ценности, интересы, взгляды, религию, а также вопрос о том, какие педагоги востребованы сегодня. Иначе говоря, педагогическое сообщество, с одной стороны, озабочено тем, как воспитать гражданина с планетарным мышлением, с другой стороны, как подготовить педагогов, способных решать поставленные задачи. Но главной проблемой является то, что сегодня представители педагогического сообщества недостаточно подготовлены к тому, чтобы решать задачи, связанные с формированием поликультурной направленности личности детей, подростков и юношества. И, если исходить из того, что в содержание подструктуры направленности личности включаются установки, взгляды, убеждения, ценностные ориентации и т.д., то необходимый уровень развитости этих составляющих сможет обеспечить каждому субъекту общения, познания и деятельности возможность позитивной адаптации в этом сложном меняющемся мире. Работать по-новому - значит, менять мир! Возникает необходимость постановки проблемы, связанной с подготовкой будущих воспитателей, учителей, преподавателей вузов к деятельности в поликультурной образовательной среде. В частности, с развитием у них необходимых и востребованных общекультурных компетенций, которые позволят им выполнять функции в области формирования востребованных, социально одобряемых качеств, свойств, ценностных ориентаций у тех, кого они будут призваны готовить к успешной жизни в поликультурном пространстве. Следовательно, сегодня важное место в системе подготовки будущих педагогов занимает проблема формирования личностной и профессиональной готовности педагога работать в новой образовательной ситуации поликультурного образования. При этом выявлено, что в контексте данной проблемы не все вопросы получили свое полное освещение. И это находит отражение в противоречиях, существующих между: - тенденциями общественного развития (глобализация, расширение миграционных процессов, вхождение нашего общества в мировую культуру, диалогичность культур, создание поликультурного общества и пр.) и отсутствие специальных условий, обеспечивающих подготовку молодежи к функционированию в этом обществе; - требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности современного преподавателя и отсутствием реальных изменений в их подготовке к профессиональной деятельности с учетом тенденций общественного развития; - необходимостью подготовки будущих преподавателей к деятельности в поликультурной образовательной среде и отсутствием условий, обеспечивающих достижение поставленной цели. Для разрешения этих и других противоречий, существующих в образовательной практике, решения новых задач, возникающих в современном мире, должны объединиться все образовательные системы, а само современное образование не должно иметь границ, т.е. должно стать поликультурным. Приоритетной стратегией развития современного образования является его поликультурность как антитеза монокультурным образовательным традициям. При этом главной целью такого образования становится воспитание диалогичного человека, способного воспринимать и создавать мир во всем его многообразии и гармонии [5] (Kabanova, 2012). Но уже существующий опыт работы образовательных учреждений в данном направлении показывает, что это длительный и сложный процесс, требующий моральных, временных, экономических затрат. И это находит свое отражение в исследованиях современных зарубежных и российских ученых. Так, например, сегодня достаточно широко освещены такие вопросы, как психолого-педагогические аспекты подготовки будущих педагогов к деятельности в поликультурном социуме (О. П. Нестеренко, J. Banks, K. Nirmala, А. Portera); формирование этнопедагогической культуры учителя (Г. Ю. Нагорная) и полиэтнической педагогической культуры (В. Н. Добросердова); формирование этнокультурной образованности педагогов (Е. С. Бабунова); этнопедагогическая подготовка будущих педагогов (Т. В. Анисенкова, О. И. Давыдова, Т. А. Дзюба, Н. В. Кергилова, М. Г. Харитонов, Ю. В. Юдина, В. Ю. Штыкарева); мультикультурная подготовка преподавателей (Л. П. Коченкова); формирование межкультурной/этнокультурной компетентности студентов (А. В. Кайсарова, Т. В. Поштарева, С. Н. Федорова, N. Nistor, V. Fischer) и др. В контексте темы данной статьи, постановка проблемы - это только первый шаг. Представляется, что здесь важно определить какие критерии и показатели позволят говорить о готовности будущих преподавателей к деятельности в поликультурной образовательной среде. Гармоничность разнообразия Основой для выделения необходимых критериев и показателей может стать понимание сущностного содержания феноменов «поликультурность» и «поликультурное образование». Феномен поликультурности стал впервые исследоваться в США во второй половине XX века. В частности, М. Гордон в своей книге «Ассимиляция в американской жизни» обращается к термину «поликультурная среда», которую он определяет процесс, посредством которого два или более лиц или групп принимают определенные модели поведения [8]. Далее это понятие стало использоваться в образовании. И такие ученые, как Дж. Брунер, Дж. Бэнкс, Д. Дастин, Н. Коланджело, М. Соун и др., стали активно разрабатывать проблему поликультурности в области образовательной политики. а Д. Бэнкс провел анализ эволюции мультикультурного образования, которая сегодня взята за основу и поликультурного образования. В отечественных исследованиях те или иные вопросы становления поликультурного образования рассматривались в трудах М. А. Богомоловой, Е. В. Бондаревской, В. П. Борисенкова, О. В. Гукаленко, Г. Д. Дмитриева, Г. В. Палаткиной, Т. В. Поштаревой, М. Г. Синяковой и др. М. Г. Синякова, развивая идею создания поликультурного образовательного пространства, отмечала, что его следует рассматривать как биполярную, динамическую и самоорганизующуюся систему, включающую в себя многоплановые, многомерные отношения, процессы организации и трансляции определенной необходимой для современного общества совокупности знаний и компетенций, а также процессы межкультурной коммуникации всех субъектов образования как носителей различных этнических культур [6] (Sinyakova, 2014). В исследованиях М. А. Богомоловой подчеркивалось, что поликультурное образование по своей сущности близко к межнациональному воспитанию и предусматривает межличностное взаимодействие, противостоит национализму и расизму. Оно направлено на освоение культурно-образовательных ценностей, на взаимодействие различных культур [1] (Bogomolova, 2013). а создание поликультурной образовательной среды, по мнению Е. В. Бондаревской, В. П. Борисенкова, О. В. Гукаленко, Т. В. Поштаревой, способствует формированию национальной идентичности личности, обеспечивает подготовку обучаемых к пониманию других культур, признанию и приятию культурного разнообразия, формированию этнокультурной компетентности [2, 3, 4, 7] (Bondarevskaya, Kulnevich, 1999; Borisenkov, 2004; Gukalenko, 2003; Poshtareva, 2009). В контексте проблемы создания поликультурной среды, подготовки будущих преподавателей к деятельности в этой среде и воспитания личности в соответствии с параметрами этой среды требуют своего подробного анализа и другие феномены: сознание, культура, культурное разнообразие, ценности, межкультурная коммуникация, социокультурная идентичность, самоопределение, мотивация, социокультурные потребности, понимание и уважение, межнациональное воспитание, носители этнических культур, толерантность, этнокультурная компетентность и др. Учитывая все эти и другие феномены проблемного поля исследования, мы выдвинули предположение о том, что о сформированности готовности будущих преподавателей к деятельности в поликультурной образовательной среде можно судить по ряду критериев и показателей, отражающих содержание этих категорий. В первую очередь следует выделить ценностно-мотивационный критерий, который связан с потребностями и мотивами выбора будущей профессии. Показателями этого критерия могут также рассматриваться: принятие профессии как ценности; положительное отношение к ней; потребности и мотивы личностно-профессионального становления и образовательной деятельности; готовность к саморазвитию и пр. Необходимо включить в оценку готовности будущих педагогов к деятельности в поликультурной среде и когнитивный критерий, показателями которого могут рассматриваться понимание тенденций общественного развития; представление о специфике и функциях педагогической деятельности; академические знания; сформированность представлений о перспективных целях обучения и воспитания; знания о культуре взаимодействия, об этонокультуре; особенности мышления и т.д. Личностно-смысловой критерий включает такие показатели, как самоотношение, этноцентризм, экстро-интровертированность, адаптивность, толерантность, личная ответственность и готовность выполнять предписанные функции и др. Важное значение имеет коммуникативно-поведенческий критерий, который связан с социально-коммуникативной компетентностью, эмпатией, открытостью, гибкостью и другими качествами личности, обеспечивающими ей возможность эффективно взаимодействовать с другими субъектами. Процессуально-деятельностный критерий обусловливает включение таких показателей как психологическая готовность к деятельности; способность на основе адекватной самооценки соотносить требования профессии с профессионально значимыми личностными качествами, осознавать требования профессии и выполнять на высоком уровне компетентности профессиональные функции и т.д. Заключительным является оценочно-рефлексивный критерий, который представлен такими показателями, как рефлексия, эмоциональное реагирование, саморегуляция, самоконтроль, осознание необходимости контроля за собственной жизнью и проектирования стратегий личностно-профессионального развития и пр. Вывод Анализ этих критериев и их показателей, подбор специальных методов диагностики по каждому показателю, а также применение соответствующих методик в процессе обучения будущих педагогов позволит выявить степень их готовности к деятельности в поликультурной образовательной среде.
References

1. Bogomolova M.I. Formirovanie u yunoshey semeynyh cennostey v usloviyah polikul'turnoy sredy. / Monografiya. - Moskva: Flinta: Nauka, 2013. - 96 c.

2. Bondarevskaya E.V., Kul'nevich S.V. Pedagogika: lichnost' v gumanisticheskih teoriyah i sistemah vospitaniya. / Uchebnoe posobie /Pod obschey redakciey E.V. Bondarevskoy. - Moskva-Rostov-n/D: Tvorcheskiy centr «Uchitel'», 1999.

3. Borisenkov V.P. Polikul'turnoe obrazovatel'noe prostranstvo Rossii: istoriya, teoriya, osnovy proektirovaniya. - Rostov-na-Donu: Izd-vo RGPU, 2004.

4. Gukalenko O.V. Polikul'turnoe obrazovanie: teoriya i praktika. - Rostov-na-Donu: Izd-vo RGPU, 2003.

5. Kabanova L.A. Polikul'turnoe obrazovanie kak sredstvo podgotovki molodezhi k zhizni i uspeshnoy deyatel'nosti v usloviyah mnogokul'turnogo sociuma // Izvestiya vuzov. Seriya «Gumanitarnye nauki», 2012. - № 3(1).

6. Sinyakova M.G. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo razvitiya pedagoga v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, 2014. - № 2.

7. Poshtareva T.V. Formirovanie etnokul'turnoy kompetentnosti uchaschihsya v polietnicheskoy obrazovatel'noy srede: Dis. …d-ra ped. nauk, 2009.

8. Gordon Milton M. «Assimilation in American Life: The Role of Race, Religion, and National Origins». 1964.

Login or Create
* Forgot password?