Текст (PDF):
Читать
Скачать
Постановка проблемы. Успешность человека, его способность достигать более высоких результатов обусловливается во многом благодаря его способности обращаться к своим внутренним ресурсам, актуализировать имеющийся у него личностный потенциал. В этой связи ресурсы личности и факторы их активизации стабильно привлекали и привлекают внимание исследователей, в связи чем возникает необходимость их систематизации. Понятие ресурсов. В переводе с французского «ресурс» - это «вспомогательное средство». Широко известным является словосочетание «природные ресурсы», под которыми понимается все созданное природой и используемое людьми для своих целей. Также привычными являются понятия: «экономические ресурсы», «информационные ресурсы», «организационные ресурсы», «ресурсы связи», «энергоресурсы», «ресурсы организма», и др. При всем многообразии и разнообразии ресурсов общим является то, что они используются в условиях целевой деятельности людей и в их интересах. До тех пор, пока какие-либо объекты/явления не попали в поле зрения человека и его интересов, они не становятся ресурсом. Это могут быть как экономические условия, так и социальные взаимосвязи, а также свойственные личности качества. Понятие «ресурс» является близким по значению термину «потенциал» (от лат. potentia - сила) - «запасы, средства, возможности», которые могут быть использованы для достижения цели, решения задачи в определенной области» (Словари и энциклопедии в Академике https://dic.academic.ru/). «Ресурс» и «потенциал» в некоторых случаях предстают как синонимы. В частности, данной точки зрению придерживаются В.А. Толочек, Н.И. Журавлева (2015), на что они указывают в своей статье, в которой рассматриваются особенности динамики актуализации психологических ресурсов субъектом в ходе его профессиональной карьеры [14]. И все же, если «потенциал» - это некоторая совокупность возможностей, порой не осознаваемых и не признаваемых субъектом, то «ресурсы», на наш взгляд, - это наличные и используемые возможности, необходимые для достижения конкретных результатов, преодоления трудностей и обеспечения эффективности деятельности. На данный аспект ресурсов указывают также С.А. Хазова (2010), Е.А. Петрова (2008), Е.Ю. Кожевникова (2006) и др. Зарубежными психологами [16, 17, 18, 19, 20] ресурсы исследуются в контексте взаимодействия человека со средой, влияя на способность преодолевать стрессовые факторы, обеспечивать жизнестойкость личности. Личностные ресурсы как внутренние и внешние возможности, которые воспринимаются и используются в качестве необходимых средств для достижения позитивных результатов определяет Е.К. Кожевникова (2006). В качестве основных критериев личностных ресурсов называются: осознанность; готовность использовать; компенсируемость; конвертируемость. А.Н. Фоминова [13] под ресурсами личности понимает «сильные стороны» личности, обеспечивающие преодоление кризиса. С.А. Калашникова [4, с.188] рассматривает личностные ресурсы как системную, интегральную характеристику личности, которая позволяет субъекту преодолевать трудные жизненные ситуации, трансформируя ценностно-смысловые характеристики личности, которые определяют направленность и основу для самореализации. Исследуя личностный ресурс студентов вуза, В.А. Новгородская определяет его как сложный психологический феномен, представляющий собой взаимосвязанную совокупность личностных качеств субъекта, обусловливающих эффективность становления и развития их профессионального самоопределения и характеризующийся наличием внешнего и внутреннего плана [5]. В.А. Толочек рассматривает «ресурсы как психические свойства, устойчиво связывающиеся в ментальном опыте человека со значимым позитивным эффектом, обеспечением существенного преимущества, и которые могут использоваться для увеличения эффективности жизнедеятельности ». В дальнейшем В.А. Толочек, Н.И. Журавлева [9, с.102] дают определение «ресурсам как избирательно актуализируемого в условиях внутренней и внешней среды субъекта, изменяющим силу влияния и обеспечивающим, социальную успешность субъекта» выше статистической. В свою очередь М.В. Хватова [14] определяет ресурсы как реальные возможности человека, все, что может быть использовано при необходимости, в конкретной ситуации, для решения задачи (способности, опыт, умение общаться, мотивация достижения, отношение к себе и др.). «Категории «психологические ресурсы» и «личностные ресурсы» в психологии имеют различную смысловую нагрузку. Так, к «психологическим ресурсам» относят когнитивные, психомоторные, эмоциональные, волевые и другие психологические свойства человека, а черты характера, установки, ценности, самоконтроль, самооценка, мотивация и др. к «личностным ресурсам» [7, c. 97]. Виды и функции ресурсов. Особый интерес представляют виды и функции личностных ресурсов. Т.Ю. Иванова [3, с.6] под личностными ресурсами понимает «эмпирически измеряемые свойства личности», степень выраженности которых оказывает влияние на меру благополучия личности. Свою работу она называет одной из первых в изучении функций личностных ресурсов, в качестве которых ею называются: буферную, фильтрующую, мотивационную. Э. Фромм выделил три категории, которые символизируют ресурсы человека. При этом речь идет о психологических факторах, обеспечивающих преодоление трудных жизненных ситуаций, к которым относятся: 1) надежда - обеспечивает готовность встретить будущее; 2) рациональная вера - видение возможностей и способность их использовать; 3) мужество (душевная сила) - готовность сопротивляться, отстаивать надежду и веру. Ресурсную концепцию стресса предложил С. Хобфолл, определяя ресурсы как то, что помогает человеку «адаптироваться в сложных жизненных ситуациях». Ресурсы человека как внешние и внутренние условия, которые необходимые ему для успешной жизнедеятельности определяет М.И. Илюшина (2018). При этом, с одной стороны, отмечается их независимость от субъекта (объективный характер), с другой - их субъективность, когда в качестве ресурсов выступают качества, способности, представления. Важной профилактической, коррекционной и развивающей задачей субъекта является осознание и экстериоризация ресурсов, имевших место в прошлом опыте. Актуализация ресурсной субъектности осуществляется психологом с помощью специально разработанной игровой технологии «Калейдоскоп ресурсов». В качестве главных ресурсов адаптации личности к трудным жизненным ситуациям (в условиях риска природных катастроф) Л.А. Александрова (2005) называет - интернальность-экстернальность, жизненную перспективу личности. Ею выделены общие для юношей и девушек и гендерные различия психологических ресурсов. А.Н. Фоминова [13, с.97] рассматривает особенности ресурсов личности, свойственные различным возрастным этапам и возможности предотвращения дезадаптации личности с учетом этих трудностей. В качестве личностных ресурсов, которые позволяют преодолеть жизненные трудности, данным автором называются: «локус контроля, рефлексивные способности, социальная смелость и настойчивость, высокая нормативность поведения, высокая мотивация достижения». Особое значение придается феномену долженствования («я должен быть в форме»). В качестве внутренних ресурсов на индивидном уровне называются особенности нервной системы, темперамента, характера, эмоциональной регуляции поведения. На личностном уровне: мотивационная сфера, жизненные ценности, стратегии, смыслы, отношения, установки. На глубинном - экзистенциальном уровне: мировоззрение, мироощущение, иерархия ценностей, совесть, мораль. Рассматривая систему внутренних и внешних ресурсов, О.И. Бабич (2007) указывает на то, что к внешним ресурсам можно отнести способности, состояния, личные особенности, опыт, формы поведения, а к внешним - организационные факторы, социальная поддержка, стимуляция к развитию и самореализации». Особенности личностно-психологических ресурсов жизнестойкости рассматривает Р.И. Стецишин (2008). В качестве психологических ресурсов жизнестойкости у врачей-клиницистов были отнесены следующие факторы: экстраверсия, предметность мышления; личностные ресурсы были представлены направленностью на деловую активность, высоким уровнем самоактуализации. Понятие о межпоколенном ресурсе развивает Е.А. Петрова (2008), выделяя в нем две составляющие: межпоколенные отношения и представления об истории семьи и старшем поколении. Межпоколенный ресурс важен во взаимоподдержке молодого и старшего поколения, в противном случае формируется так называемая «родовая травма». Согласно Н.Е. Яблонски (2009), в качестве психологического ресурса «позитивной эмоциональной направленности» личности судоводителя выступает «социальная адаптивность личности в стрессогенных ситуациях», которая обеспечивается, в свою очередь, копинг-ресурсами, профилями саморегуляции, эмоциональной направленностью, карьерной мотивацией. Соответственно, блокирование адаптационного ресурса личности судоводителя обусловливается высоким уровнем креативности, преобладанием в юности направленности на себя, в зрелый период жизни - направленностью на дело. И.А. Уманская (2013) в качестве важного психологического ресурса считает устойчивую адекватную самооценку. Ею было проведено эмпирическое исследование, в котором участвовали спортсмены, занимающиеся спортивной акробатикой. Сравнительный анализ самооценки в группах успешных и неуспешных спортсменов показал, что в первой группе (успешные спортсмены) - более адекватный уровень самооценки (у 70%) по сравнению со второй группой (неуспешные спортсмены). Несмотря на то, что в группе неуспешных спортсменов преобладает заниженная самооценка (у 60%). Данный вывод требует, на наш взгляд, более тщательного анализа, так как более высокая самооценка у успешных спортсменов может быть следствием их реальных успехов, и не быть изначально таковой. Е.В. Тихомирова, И.А. Уманская [10] провели эмпирическое исследование, в котором участвовали спортсмены, которые занимались спортивной акробатикой и спортивными танцами. Спортсмены были разделены на две сравниваемые группы: 1) успешные - демонстрирующие высокие результаты; 2) неуспешные. В результате исследования у данных групп спортсменов были выявлены различия в мотивах занятий спортом, в частности: 1) успешные спортсмены отметили в качестве ведущих мотивов - развитие характера, совершенствование физических кондиций, самоутверждение за счет физических качеств и социально-познавательной, моральной, командной направленности, т.е. внутренние мотивы; 2) не успешные спортсменам важны - мотивы славы, одобрения, эстетического удовольствия, острые ощущения, социального утверждения», т.е. внешние мотивы. Учитывая тот факт, что внешние мотивы не устойчивы, зависят от социальной ситуации, то соответственно снижается и эффективность самой деятельности. Поэтому именно внутренние мотивы занятий спортом, согласно Е.В. Тихомирову, И.А. Уманской [10], могут считаться значимыми ресурсами спортивной деятельности. Как видим, в качестве особой стороны в исследовании ресурсов также выступают виды ресурсов, которые также характеризуются значительным разнообразием в психологических исследованиях. На «когнитивные ресурсы» указывал В.Н. Дружинин (2001). К когнитивным способностям, согласно В.Н. Дружинину, относятся: интеллект, креативность (как способность к преобразованию знаний, общая творческая способность личности). В свою очередь Д.В. Ушаков относит к когнитивным ресурсам - социальный интеллект. Понятие «интеллектуальный ресурс» использует М.И. Холодная (2016). Многие исследователи указывают на «ментальный ресурс» (М.И. Холодная (2016), А.Е. Войскунский (2016) и др.), Л.И. Ларионова (2011, 2016) рассматривает факторы, лежащие в основе актуализации ментальных ресурсов одаренных школьников. В.А. Толочек [9, с.92] указывает на следующие виды ресурсов: «индивидуальные ресурсы; ресурсы физической среды, ресурсы социальной среды; ресурсы социального взаимодействия» М.В. Хватова [14] выделяет ресурсы: «а) внутренние и внешние, б) универсальные и специальные. Внешние ресурсы не выступают объектом психологического анализа и представлены материальными ресурсами, информацией, другими людьми, социальными ресурсами. В то же время внешние ресурсы обуславливают разные проявления внутренних ресурсов». Обладая функциональной самостоятельностью ресурсы взаимосвязаны. Ресурсы более высокого уровня реализуются с опорой на нижележащие уровни и каждому уровню соответствуют свои внутренние ресурсы. Применительно к личности будущего специалиста далее автор выделяет уровни и соответствующее им содержание внутренних ресурсов: - биологический уровень - представлен психофизиологическими ресурсами; - индивидуально-личностный уровень включает - жизнестойкость, рефлексивность, гибкость поведения; - социально-личностный уровень - включает социальную адаптацию и социальный иммунитет; - экзистенциальный уровень включает - способность к осмысленности жизни. В качестве функций ресурсов ею называются: обеспечение устойчивости взаимодействия личности будущего специалиста и окружающей среды; инструментальная функция - как источник развития личности [14]. Также Т.А. Цецорина (2002) говорит об уровнях ресурсов, в числе которых она выделяет: «базовые ресурсы» (находятся на входе процесса, необходимы для его осуществления и реализации); «генерируемые ресурсы» (создаются при осуществлении процесса)». Качественно новый вид ресурсов предлагает В.Н. Марков (2010), вводя понятие метаресурсы, способные управлять внешними и внутренними ресурсами для обеспечения эффективного поведения и развития личности, ее максимальной самореализации. В качестве такого метаресурса В.Н. Марков (2010) называет умение управлять собой. Способность к самоуправлению обеспечивает, в частности, творческое долголетие личности (примеры: Д. Менделеев, Л. Толстой). Отсутствие данной способности может являться причиной преждевременного саморазрушения творца (примеры: А. Пушкин, М. Лермонтов, С. Есенин и др.). Рассматривая личностные ресурсы через призму психологического здоровья, С.А. Калашникова [4, с.188] дает их содержательную классификацию, базирующуюся на онтологических измерениях человека по В. Франклу (1990): - духовное измерение, - психологическое измерение, - биологическое измерение, соответствующих им уровнях психического здоровья по Б.С. Братусю (1988). В качестве индивидуально-психологических качеств важное значение отводится тем, которые помогают человеку справляться с трудностями, преодолевать стрессы. К ним, в частности, относят: уровень интеллекта, копинг-поведение (С.Л. Соловьева, 2010), личностный адаптационный потенциал (А.Г. Маклаков, 2001). В развитии профессионально значимых качеств педагога Н.В. Панова (2012) указывает на следующие основные личностные ресурсы: компетентность, мотивацию, ответственность и саморегуляцию. З.П. Замараева (2016) рассматривает ресурсно-потенциальный подход, предназначенный для реализации в условиях социальной защиты населения. В качестве показателей ресурсного потенциала личности выступили оценка трудоспособности, образования, материальной обеспеченности, стремления приобретать новые знания, мотивации на занятость, поддержка со стороны общественных организаций и др. С.Н. Панкова, Е.Б. Архипова (2016) рассматривают смыслы и социальные ресурсы реализации «личностного потенциала и изучение современной специфики личностного потенциала как практики, реализующейся на основе используемых ресурсов, способствующих саморазвитию личностных возможностей». Особый интерес представляют «результаты ранжирования на основе опроса по степени доступности для самореализации - 14 типов социальных ресурсов, в число которых в порядке значимости вошли следующие: 1) образование; 2) благополучие семьи; 3) социальные коммуникации; 4) свободное время; 5) информация; 6) медицина; 7) культура; 8) материальное благополучие; 9) качество жизни; 10) сообщества; 11) самореализация; 12) успех и достижения; 13) социальная поддержка; 14) уверенность в будущем». При этом авторы указывают на актуальность изучения условий, которые способствуют развитию личностного потенциала. Зарубежные психологи наряду с индивидуальными ресурсами субъекта указывают на внесубъектные ресурсы, в состав которых они включают: организации, оказывающие социальную поддержку, имеющиеся у семьи финансовые возможности, состояние здоровья человека [16, 17, 18, 19, 20] Уровневый подход к классификации ресурсов предлагают А.S. Masten, М.G. Reed [18]. Все возможные ресурсы данные авторы делят на три группы: 1) макроуровень - включает все общественные ресурсы, «которые принадлежат всему населению страны (определенной социальной группе): хорошее здравоохранение, безопасность, культурный уровень развития и др.»; 2) мезоуровень - включает социальные ресурсы; 3) микроуровень - включает ресурсы индивидуума. Представленные точки зрения исследователей отражают сущность понятия ресурсов, их виды, функции, структуру и содержание. Роль ресурсов в самореализации личности. Анализ исследований ресурсов субъектов различных видов профессиональной деятельности и профессионального самоопределения показал, что предпочтения отдаются выявлению и роли конкретных ресурсов, гипотетически выделяемыми и эмпирически доказываемыми авторами исследований [11, 12]. Наряду со специальными ресурсами, необходимыми для успешной самореализации в конкретных видах деятельности, исследователи говорят об универсальных ресурсах, которые необходимы для успешного выполнения и самореализации во многих видах деятельности. «Самореализация личности в спорте - это адекватный этапу спортивной подготовки процесс актуализации и развития ресурсного потенциала личности спортсмена» [7, с. 97]. «Самореализация в спорте предполагает наличие у спортсмена психологических ресурсов для освоения спортивного мастерства, демонстрации его в стрессовых условиях соревнований, для включения в социальный контекст спортивной деятельности. Далеко не всегда эти компоненты самореализации имеются у спортсменов в достаточной и равной степени» [2, с.71]. В контексте нашего исследования представляет интерес установление связи ресурсов личности и ее самореализации. «Самореализация человека возможна только в деятельности, освоение которой происходит поэтапно. Потребность человека в самореализации является движущей силой профессионального развития субъекта. В тоже время профессиональная деятельность, в нашем случае спортивная предоставляет широкие возможности в плане самореализации человека. Успешность профессионализации обуславливается потенциалом человека, требованиями вида спорта, ресурсами вида спорта. Точно также успешную самореализацию обуславливают потенциал человека, требования вида спорта, ресурсы вида спорта» [1, с.372]. Ресурсы самореализации спортсмена могут быть описаны и как компоненты психологической поддержки - «сложное образование, которое субъектом воспринимается как положительно окрашенное чувство уверенности в себе, чувство собственной нужности, возникающие в процессе сопереживания и собственной нужности возникающее в процессе получения помощи и сопереживания. Семантический смыл слова «поддержка» являет собой содействие, помощь, «не дать упасть», «выступить в защиту». Из этого следует, что психологическая поддержка спортсмена выступает как стратегия его сопровождения в развитии» [10, c.16]. Определение состава профессионально важных свойств личности предполагает принятие во внимание специфики вида спорта, который стал для спортсмена сферой самореализации, и особенностей тех требований, которые вид спорта предъявляет к личности спортсмена. Следует заметить, «одним из этапов реализации стремления к мастерству является профессиональный отбор» [6, c.89]. Представляется целесообразным принятие во внимание и положения о том, что освоение любого вида деятельности происходит в условиях неизбежного противоречия между его требованиями к психике человека и теми личностными ресурсами, которыми он располагает для того, чтобы с этими требованиями справиться. Следствием этого является поливариантность путей самореализации спортсменов, а вероятность полноценной самореализации зависит от психологически обоснованной индивидуализации подготовки спортсменов.