Текст (PDF):
Читать
Скачать
В последние несколько лет в профессиональном и академическом сообществе актуализируется вопросы, связанные с подготовкой и сертификацией специалистов по оценке кадров, в частности, проблема стандартизации требований к таким специалистам со стороны заказчиков оценочных процедур или работодателей. На рынке труда специалистов по оценке наблюдаются новые тенденции, - спрос на таких специалистов возрастает, однако требования к ним существенно изменяются, поскольку меняются критерии и методы оценки управленческих кадров. Оценивать наличие компетенций и текущую результативность уже давно стало недостаточным, и не теряет своей актуальности задача оценки качеств руководителей, которые прогнозируют успех в новой деятельности, а также их актуальный управленческий потенциал. Более того, специалисты по оценке персонала несут ответственность за результаты оценки также, как и внешние провайдеры. Поэтому им необходимо постоянно повышать свою квалификацию, получать сертификацию и регулярно подтверждать свою квалификацию. Сертификация оценочной деятельности управленческого потенциала в мире является стандартной процедурой. В мировой практике под профессиональной сертификацией, или сертификацией профессиональных квалификаций, понимается объективное независимое подтверждение наличия у человека квалификации, необходимой для выполнения определённых работ или решения конкретных задач. Чаще всего развитие программ сертификации в различных странах мира является реакцией на динамично изменяющийся рынок труда в разных профессиях и при разных задачах, и ее процедура поэтому достаточно многообразна. Стандарты, на которых основывается деятельность специалистов в сфере HR существуют во многих зарубежных странах. В Европе к странам с высоким уровнем развития систем сертификации относятся Германия, Бельгия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Румыния, Словения, Испания, Великобритания. В этих странах приняты стратегии и практики, позволяющие систематически признавать результаты обучения, а также разработаны соответствующие институциональные и правовые рамки [14]. В США каждый штат имеет собственное законодательство, регулирующее лицензирование и определяющее условия работы специалистов в области той или иной профессии или деятельности. Однако во всех штатах в составе органов исполнительной власти имеются специальные советы по лицензированию деятельности определённых законом категорий специалистов. Также в США существует хорошо отработанная система подготовки персонала любой профессии и его встраивания в национальную экономику, в которой можно наблюдать чёткое разделение функций между образовательными учреждениями, которые организуют и обеспечивают учебный процесс, получение образования в области той или иной профессии и профессиональными ассоциациями, представляющими интересы рынка вакансий этой профессии. Университеты обеспечивают образовательную часть процесса в соответствии с требованиями, которые формулируются профессиональным сообществом. Качество образования контролируется независимыми от университетов органами государственного лицензирования профессиональных советов. Процедура контроля и его параметры формируются также этими советами. В отличие от лицензирования, сертификация профессиональных квалификаций осуществляется в США на добровольной основе. В мировой практике существуют две общепризнанные модели профессиональной сертификации специалистов по персоналу, разработанные в США и Великобритании: американская модель - разработана Обществом управления человеческими ресурсами (Society for Human Resources Management - SHRM), британская модель - разработана Лицензированным институтом управления персоналом и кадрового развития (Chartered Institute for Personnel Development - CIPD) Первой моделью в этой области была американская, концепция которой появилась, когда создалось Общество управления человеческими ресурсами (SHRM), оно занималось сбором мнений по вопросу критериев отличия хороших кадровых специалистов от неквалифицированных, что в дальнейшем привело к образованию Сертификационного института управления человеческими ресурсами (Human Resources Certification Institute - HRCI) [9]. На протяжении 40 лет HRCI устанавливает стандарты в области HR-опыта, на которые ориентируются специалисты всего мира. HRCI - независимая некоммерческая организация, занимающаяся продвижением HR-профессии путём разработки и предоставления лучших в своём классе аккредитованных сертификатов. Контроль за качеством сертификации и ее соответствия строгим стандартам Национальной комиссии по сертификации (NCCA) осуществляют независимые специальные организации. Такая независимая экспертиза результатов деятельности HRCI отмечает преимущества сертифицированных специалистов по сравнению с несертифицированными: Преимущества в карьере: обладатели сертификата HRCI из более чем 100 стран мира сообщают о лучших перспективах трудоустройства, более высоких годовых зарплатах, более быстром росте доходов и более высоком уровне удовлетворённости карьерой. Преимущества в деятельности: специалисты, сертифицированные HRCI, проявляют высокий профессионализм в должностях высшего уровня, обеспечивая стратегическое управление персоналом и человеческим капиталом. Почти 98% компаний из списка «Fortune 500» имеют в рядах своих лидеров HRCI-сертифицированных специалистов [3]. Итак, в США профессиональные стандарты в большей мере ориентированы на практический опыт управления персоналом и кадровикам по результатам тестов присваивается один из 3 уровней: профессионал в управлении персоналом, старший профессионал в управлении персоналом, персонал в области международного HR-менеджмента или «глобальный» профессионал. Сертификация проходит в 2-х видах: сдача экзамена без обучения и участие в образовательных программах сертификации. Сертификация путём сдачи экзамена без обучения требует определённого опыта работы, наличия базового образования; постоянной повторной сертификации, которая гарантирует, что вы остаётесь в курсе кадровой профессии через непрерывное образование; контроля за деятельностью сертифицированного специалиста. Другими словами, такая сертификация обычно состоит из трёх частей: образование, опыт и экспертиза. Переаттестация (повторная сертификация) - это процесс обновления сертификации, проводимая каждые три года, осуществляется путём демонстрации профессиональных навыков (предпочтительный метод) или сдачи экзамена. По окончании обучения CHRI приглашает слушателей в свои учебные лицензированные учреждения для сдачи экзамена, которые проводятся дважды в год: в мае и декабре. Продолжительность экзамена - 4 часа, за это время необходимо ответить на 225 вопросов теста. Специфика тестов заключается в том, что даже если вопрос занимает не более двух строчек, он сформулирован как мини-кейс, который необходимо решить. Что касается уровней сертификации, то тесты для каждого из них различны, при этом для высшего уровня делается акцент на вопросы стратегического управления персоналом, для профессионала - на персонал-технологии. Что даёт сертификация HRCI, крупнейшей в мире, по мнению экспертов, организации по сертификации персонала: подтверждает опыт специалиста и его квалификацию; подтверждает возможность исполнять профессионально значимые полномочия в сфере деятельности HR и бизнес-сообществах; соединяет с эксклюзивной сетью высококвалифицированных профессионалов в области HR по всему миру (почти 140 000 сертифицированных лидеров в сфере HR работают в более чем 100 странах и регионах). Ещё одной весьма крупной некоммерческой организацией, деятельность которой связана с разработкой профессиональных стандартов и аккредитацией программ добровольной профессиональной сертификации в США и Канаде, является ICE - Institute for Credentialing Excellence [5]. Институт повышения квалификации (ICE) - это профессиональная ассоциация, которая предоставляет образовательные, сетевые и другие ресурсы для организаций и частных лиц, которые работают в сфере сертификации. ICE также является ведущим разработчиком стандартов для программ сертификации и поставщиком информации о тенденциях в области сертификации: инструментарий сертификации, программы сертификации на основе оценки и другой информации, относящейся к сообществу специалистов по сертификации [5]. ICE аккредитован Национальным институтом стандартов США (ANSI) в качестве разработчика профессиональных стандартов. Американский национальный институт стандартов (ANSI) является частной некоммерческой организацией, которая управляет и координирует американскую систему добровольной стандартизации и оценки соответствия. Согласно требованиям ANSI сертификация предназначена для проверки знаний, навыков и способностей, необходимых для выполнения конкретной работы, и, после успешного прохождения сертификационного экзамена, для представления заявления о профессиональной компетентности конкретного специалиста. ANSI состоит из почти 1000 предприятий, профессиональных обществ и торговых ассоциаций, разработчиков стандартов, государственных учреждений и организаций, занимающихся вопросами потребления и труда, и представляет интересы более 120 000 организаций и 3,2 миллионов специалистов по всему миру [10]. По мнению экспертов ANSI, ценность сертификации для работодателей, работников и потребителей заключается в следующих преимуществах: - работодатели могут использовать сертификацию при принятии более обоснованных решений по найму квалифицированных и производительных сотрудников; - работники повышают свой престиж и получают конкурентные преимущества, открывающие более широкие возможности трудоустройства и роста своего благосостояния, перед несертифицированными специалистами в той же отрасли; - потребители получают защиту от некомпетентных специалистов и возможность принимать более обоснованные решения по выбору поставщиков услуг. В связи с переходом на цифровые технологии за рубежом все чаще сертификация осуществляется автоматически в режиме онлайн. Одной из глобальных таких платформ является комплексная учебная платформа BenchPrep (США), которая на сегодняшний день помогла более 3 миллионам своих пользователей достичь академического и профессионального успеха. С названной платформой взаимодействуют ведущие мировые организации в сфере образования, обучения и оценки, в том числе ACT, Becker Professional Education, AAMC, CFA Institute, McGraw Hill Education, GMAC и OnCourse Learning и др. [13]. Сегодня BenchPrep - единственная в мире программа подготовки к SPHR, которая целенаправленно работает на веб-устройствах, мобильных устройствах и планшетах, предоставляя доступ к в любое время и в любом месте. Веб-приложения и мобильные приложения идеально синхронизируют между собой, что позволяет пользоваться услугами платформы, плавно переключаясь между устройствами. Система обучения HR BenchPrep - полноценная цифровая система обучения, которая предоставляет весь контент и функции, необходимые для сдачи экзаменов PHR, SPHR и aPHR. В дополнение к системе самообучения, каждый кандидат получает доступ к записям прошлых вебинаров, проводимых командой опытных HR-специалистов BenchPrep. Эти вебинары, проводимые сертифицированными SPHR инструкторами с многолетним опытом преподавания подготовительных курсов и курсов обучения на уровне университетов, обеспечивают всесторонний обзор, помогающий кандидатам подготовиться к экзамену [13]. Наиболее интенсивное развитие системы сертификации персонала в Европе началось в последние 10 лет с осознания необходимости и полезности сертификации персонала в бизнесе, экономике и в правительствах различных стран. Система сертификации персонала вначале была создана исключительно для обслуживания систем управления экономикой, бизнесом. За последние годы она продвинулась далеко вперёд во многих отраслях экономики, и системы управления в ней в настоящее время составляют лишь небольшой участок рынка сертификации персонала. Активное развитие системы сертификации персонала привело к принятию Европейского стандарта ISO/IEC 17024:2003, который установил «Общие требования к организациям, производящим сертификацию персонала» (2003г.) [4]. Названный Европейский стандарт ISO/IEC 17024:2003 устанавливает общие требования к органам, осуществляющим сертификацию персонала в соответствии с определёнными требованиями, включая разработку и поддержание сертификационной системы персонала. Великобритания также имеет большой опыт стандартизации в области HR-менеджмента - профессиональные стандарты разрабатываются не на конкретную должность, а детально описывают трудовые функции [14]. Наиболее распространенным путем получения сертификации является длительное обучение по нескольким уровням со сдачей национальных квалификационных экзаменов. Причем обучение занимает значительно больше времени, чем по американской модели. В CIPD 3 уровня обучения в области HR: Support Level (элементарный уровень); Practice Level (практический уровень); Advanced Practice Level (уровень продвинутого практика). Для каждого уровня определен национальный стандарт по количеству сертификатов, которые нужно получить специалисту. Для сервисного уровня достаточно получения трех сертификатов, для практиков и продвинутых практиков - четыре. Британские национальные экзамены проводятся дважды в год (в мае и ноябре), на которых заполняется большое количество тестов по обучающим стандартам. Длительность экзамена примерно 2-3 часа, оцениваются не только знания, но и умение решать практические задачи (кейсы), поэтому для сдачи такого экзамена важен практический опыт работы в сфере HR [9]. Интересный опыт сертификации HR специалистов имеется в The Australian HR Institute (в институте HR Австралии), образованном в 1943 году как Ассоциация кадровых и промышленных служащих. С 2007 года это основной институт сертификации в Австралии. Специалисты и преподаватели в области HR могут пройти сертификацию HR, в зависимости от их опыта в области HR, навыков и способностей или академического вклада в дисциплину HR. Модель сертификации, называемая в AHRI моделью профессионального совершенства (Рисунок 1) - это графическое представление того, что практикующие HR-специалисты должны знать, что они должны делать и чего ожидают от них их работодатели, с точки зрения профессиональной деятельности. Рисунок 1. Модель сертификации в The Australian HR Institute Круги на графике показывают 10 направлений профессиональной деятельности HR и семь необходимых для работы умений, которые были подтверждены как важные для специалистов по кадрам в опросе, проведённом участником AHRI 2014 года «Что такое хороший HR?». Идея модели совершенства разрабатывалась на протяжении более десяти лет на основе мнений и предложений двух опросов австралийских специалистов по управлению персоналом и руководителей компаний. Пройдя апробацию и обогатившись за счет местных, национальных и глобальных данных, в том числе на материалах международного исследования компетенций персонала под руководством профессора Дейва Ульриха из Мичиганского университета [1], она стала основой организации сертификации в Австралии. В концептуальной основе Модели совершенства заложена необходимость обязательной оценки и аккредитации всех программ, применяемых в процессе подготовки к сертификации. Содержательно модель предполагает решение трёх ключевых вопросов: что должен знать практикующий HR, что должен делать практикующий HR и каким он должен быть. Участник программы получает руководство по дальнейшей деятельности, собственным перспективам и карьерным целям. В рамках модели прописан онлайн-инструмент для анализа потребностей в обучении каждого кандидата, чтобы определить возможности и пути профессионального развития. Такой онлайн-инструмент самооценки позволяет: сопоставить собственные возможности с профессией HR; проанализировать информацию об успешности карьеры и достаточности опыта; раскрыть навыки, необходимые для развития карьеры и получить индивидуальные рекомендации по предстоящему обучению и развитию. В настоящее время более 90 курсов в более чем 35 австралийских учебных заведениях имеют аккредитацию AHRI, что гарантирует отрасли наличие у этих выпускников необходимых практических навыков для успешной работы в своей области. Все программы и технологии являются интеллектуальной собственностью AHRI и соответствуют стандартам качества. Модель предполагает реализацию 4 блоков обучения: 1) теоретический: стратегические основы деятельности HR; 2) практический: организация деятельности HR; 3) развивающий: пути проектирования, развития и повышения производительности труда HR; 4) итоговый: разработка и защита прикладного проекта (в поле предполагаемой деятельности). Таким образом, чтобы получить сертификат в Австралии, кандидат должен соответствовать строгому профессиональному опыту и образовательным требованиям, прежде чем сдавать экзамен. Чтобы оставаться сертифицированным, он должен оставаться в курсе кадровой профессии и проходить повторную сертификацию каждые три года. Значительный опыт сертификации специалистов в области персонала имеется в Казахстане[6]. Ведущей организацией в этой области там является ОО «КОКИМ», которая осуществляет деятельность согласно следующим документам: национальной сертификации компетентности персонала (требования стандарта ГОСТ ISO/IEC 17024-2014) и международной сертификации компетентности персонала (требования стандарта ISO/IEC 17024-2012). Организация (орган) по сертификации персонала ОО «КОКИМ» аккредитована в национальной системе аккредитации Республики Казахстан (ТОО «Национальный центр аккредитации») и является официальным представителем Европейской организации качества (EOQ, Бельгия), уполномоченным на проведение международной сертификации квалификационной компетентности персонала от EOQ - Сертификат признания. Сертификация квалификационной компетентности персонала проводится в Казахстане в целях установления соответствия качественных характеристик персонала (образование, уровень профессиональной компетентности) требованиям отечественных и международных стандартов [6]. Порядок сертификации персонала: Этап 1. Приём заявки и принятие решения органа по сертификации по заявке. Этап 2. Проведение экзамена. Этап 3. Принятие решения по сертификации персонала, регистрация и выдача сертификата. Что даёт сертификация персонала специалистам? - Определяет профессиональный уровень. - Определяет линию дальнейшего повышения квалификации. - Повышает шансы трудоустройства с учётом качества своей подготовки, а также способствует упрощению и сокращению сроков поиска подходящей работы. - Может являться основанием для заключения трудового договора с индивидуальным (более высоким по отношению к другим сотрудникам предприятия) тарифом оплаты труда. - Обеспечивает психологический комфорт и уверенность в собственных возможностях: повышенное внимание руководства предприятия, доверие и уважение к обладателю сертификата. Сертификация персонала дает работодателям: 1) повышение мотивации персонала организации; 2) подтверждает качество деятельности персонала; 3) способствует повышению качества подготовки персонала и, соответственно, повышению профессионализма специалистов и увеличению его авторитету на рынке труда; 4) способствует достижению высоких экономических результатов организации, повышению качества предоставляемых услуг, конкурентоспособности предприятия, увеличению доходов за счёт работы квалифицированного персонала. По итогам сертификации выдаётся Национальный сертификат установленного образца - ОСП ОО «КОКИМ», с внесением в реестр сертифицированных специалистов ОСП ОО «КОКИМ» сроком на три года или Международный сертификат установленного образца - EOQ. Другая известная организация сертификации на территории Казахстана - ТОО «Центр сертификации «InterCert» - орган по подтверждению соответствия, аккредитованный в Государственной системе технического регулирования Республики Казахстан, предоставляет услуги по подтверждению соответствия систем менеджмента во всех секторах экономики, отраслях промышленности; по сертификации продукции; по сертификации персонала, является партнёром международного органа АФНОР (Франция). Как показал обзор процедуры сертификации, в Казахстане этот процесс достаточно продуман, обоснован и отработан, а опыт его организации возможно использовать в аналогичных процессах. В Республике Беларусь с 2015 года применяется Первый HR-стандарт - свод целей и задач современного HR-менеджмента, описание возможного функционала сотрудника и руководителя HR-отдела. Также данный документ включает должности, отвечающие за различные HR-функции в компании, квалификационные требования к данным специалистам, основные этические нормы и др. [2]. Цели и задачи Первого HR-стандарта Республики Беларусь: 1) содействие согласованию ожиданий в области управления персоналом между руководителями разных уровней и HR-руководителями; 2) проведение просветительской работы в обществе, предоставление чёткого ответа на вопрос «Что такое HR и какие функции он выполняет в компании?»; 3) оказание консультационной помощи HR-специалистам; 4) развитие HR-сообщества. Основной функцией названного стандарта является привнесение системного подхода и прозрачности взаимодействия между руководителем компании и HR-специалистом. Описание чётких требований к специалистам данной сферы и их функционала позволяет конкретизировать ожидания от деятельности HR-менеджеров у руководителей компаний. В связи с наличием определённой специфики белорусского HR-менеджмента стандартом определены следующие функциональные направления: поиск и отбор персонала, его адаптация; обучение и развитие; мотивация и управление эффективностью; корпоративная культура; оценка и аттестация; кадровое делопроизводство. Стандартизация в России В России функцию профессиональных стандартов долгое время выполняли квалификационные справочники: Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) и Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС). В настоящее время структура и содержание квалификационной характеристики изменились и разрабатываются профессиональные стандарты. Каждая область профессиональной деятельности состоит из различных видов профессиональной деятельности [14]. В сфере кадровой работы в настоящее время действуют следующие профессиональные стандарты: «Специалист по управлению персоналом» и «Специалист по подбору персонала (рекрутер)». В них определены функции и закреплены требования к образованию, уровню знаний, навыкам специалиста по оценке и аттестации персонала. Система сертификации специалистов по оценке разрабатывается, исходя из потребностей рынка труда, задачей которой является подтверждение уровня и предмета квалификации, профессиональных знаний, навыков и опыта, обеспечение развития качественных характеристик и определенных гарантий работодателям. Сертификация является собственностью кандидата и не дублирует дипломы о профессиональном образовании. Типология сертификатов: основные квалификационные сертификаты, присуждаемые после прохождения процедур подтверждения наличия компетенций, соответствующих минимальным требованиям соответствия установленному квалификационному уровню; дополнительные квалификационные сертификаты, подтверждающие расширение объема квалификации по горизонтали в процессе обучения или трудовой деятельности за счет освоения дополнительных компетенций, не приводящих к повышению квалификационного уровня. Качество сертификации зависит от используемого инструментария, соответствующего содержанию оцениваемых компетенций, при этом процедура оценки должна включать комплексные практические задания, подлежащие выполнению в реальной трудовой среде (на рабочем месте), а также участие в оценке представителей работодателей. Этапы процесса сертификации: консультирование, т.е. мероприятия по оказанию поддержки кандидату до, во время и после процесса оценки, включая разработку индивидуального плана оценки; собственно оценку, включая процесс представления кандидатом свидетельств наличия квалификации и вынесения суждения об их качестве и достаточности, и аудит, т.е. процесс, осуществляемый после присуждения профессиональной квалификации для проверки эффективности и результатов процесса сертификации [11]. На данный момент в России можно стать соискателем на сертификацию CIPD уровня «Advanced Level Diploma» и «CIPD professional membership». Сначала участник становится «Student member», потом «Graduate member», а по окончании программы может выбрать для себя один из уровней «Professional memebrship», получить доступ к ресурсам CIPD, быть в курсе актуальных событий, проводить исследования, разработки, участвовать в образовательных проектах, конференциях и пр. Минимальные требования к абитуриентам - наличие высшего образования, опыт работы в сфере HR не менее 4-х лет, знание английского языка. Обучение проводится в Москве, продолжительность программы - 2 года. В России подготовиться к сдаче экзамена для получения международного сертификата «Global Professionalin Human Resources (GPHR®)» можно на специализированной программе подготовки в «CBSD/Thunderbird Russia». Минимальные требования при поступлении - практический опыт в HR-сфере не менее 3-х лет в международных проектах, уровень владения английским языком - «Upper Intermediate» [9]. Профессиональные стандарты, устанавливающие требования к знаниям, компетенциям HR специалистов существуют во многих зарубежных странах. Основные признанные модели сертификации разработаны США (SHRM) и Великобританией (CIPD). Важно ли для российского HR-специалиста получение такого образования и получение сертификата SHRM? Наличие международного сертификата в этой области, для российского HR-специалиста, скорее никак не связано с карьерным ростом, однако такое обучение структурирует, систематизирует имеющиеся знания и навыки, повышает уровень профессионализма, обогащает опыт области HR. Обобщая отечественный опыт и опыт зарубежных стран, можно определить примерную структуру организации и вспомогательных подразделений, необходимых для сертификации: 1.Институт (центр) сертификации: 1.1.Сертификационный совет 1.2.Секретариат 1.3.Институт (центр) повышения квалификации 1.4.Апелляционная комиссия 2.Сертификационные центры в субъектах Российской Федерации. 3.Независимые экспертные центры, подтверждающие соблюдение качества услуг и выполнение Институтом (центром) стандартов и требований к профессии. 4.Internet-платформа Института (центра) сертификации Стандартизация как особая сфера регламентирования деятельности специалистов достаточно развита во многих странах: США, Австралия, страны Европы, страны СНГ, чей опыт безусловно должно быть изучен и использован по мере возможности в нашей стране. Стандартизация требований должна проводиться на основе комплексной системы регулирования, включающей в себя: нормативные правовые акты федерального и регионального уровней, локальные нормативные правовые акты государственных органов и иных организаций, профессиональный стандарт деятельности специалиста по оценке управленческих кадров, методические рекомендации по формированию и использованию резервов управленческих кадров, программы внутренней сертификации и т.д. Оператором программы обучения и сертификации специалистов по оценке управленческих кадров, с выдачей документа (сертификата), подтверждающего право эксперта заниматься оценкой управленческих кадров сферы государственного управления может стать Высшая школа государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС).