Текст (PDF):
Читать
Скачать
В современном обществе, в условиях интенсивного взаимодействия со средой, человек находится под воздействием факторов, оказывающих влияние не только на соматическое здоровье, но и на психологическое. Профессиональная деятельность при этом занимает значимое место в нашей жизнедеятельности. Именно поэтому в последние десятилетия наибольший интерес в области психологии труда направлен на сохранение профессионального здоровья субъектов труда. Первые исследования профессионального здоровья опубликованы в начале прошлого столетия и были направленны на повышение качества жизни субъекта труда, поддержание работоспособности и повышение безопасности профессиональной деятельности. В отечественной психологии наибольший вклад в исследование сохранения профессионального здоровья был внесен Н.Е. Водопьяновой, Г.С. Никифоровым и Р.А, Березовской и др. В статье «Психологические факторы профессионального здоровья преподавателей высшей школы» авторы дают следующее определение профессионального здоровья: «единство свойств, состояний и процессов, обеспечивающих профессиональное долголетие субъекта деятельности» [10, с. 44] (Nikiforov et al., 2015). Ряд исследователей (Бобровницкий И.П., Пономаренко В.А.) характеризуют профессиональное здоровье как процесс, который повышает эффективность профессиональной деятельности и способствует долголетию, как витальному, так и профессиональному, через развитие регуляторных свойств человека [5] (Gutyanskiy, Pakhomov, Lvov, 2005). Для улучшения работоспособности как основной категории, характеризующей профессиональное здоровье, необходимым является привлечение компенсаторных механизмов. С.А. Бугров представляет профессиональное здоровье в виде системы, которая включает в себя следующие категории: функциональные состояния специалиста, профессионально-важные качества, функциональные резервы, клинический статус, биологический возраст. Профессиональное здоровье через основные организационные компоненты (высокий уровень обучения и подготовки; надежность и безопасность деятельности) взаимосвязано с профессиональным долголетием [12] (Yanovich et al., 2014). Рисунок. Схема взаимоотношения профессионального здоровья и долголетия (по С.А. Бугрову) Несмотря на то, что данная схема отражает системный подход к изучению профессионального здоровья, она требует дополнения. Так, отсутствуют субъективные факторы, к которым можно отнести отношение и удовлетворенность профессией, психологический возраст, который наряду с биологическим оказывает влияние на структурные изменения профессионального здоровья. Сотрудники субъект-субъектных профессий (педагоги, врачи, социальные работники и др.) наиболее подвержены влиянию профессиональных деструкций и снижению ресурсов здоровья. Педагогическая деятельность сопряжена с дополнительной нагрузкой, что формирует необходимость создания программы психологической профилактики и коррекции негативных состояний в профессиональной деятельности. Но для эффективной профилактики профессиональных деформаций и сохранения психологического здоровья педагога является значимым определение их взаимосвязи с социально-психологическими факторами. К данным факторам нами были отнесены профессиональное благополучие и жизнестойкость. В трудах отечественных исследователей была выявлена взаимосвязь профессионального здоровья и благополучия, которое определяется как «интегральный показатель позитивного функционирования личности в профессиональной сфере, который включает в себя эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты, характеризующие отношения человека к себе как к профессионалу, к своей профессиональной среде и организационному контексту» [11, с. 19] (Rut, 2016). Березовская Р.А. указывает на различные аспекты позитивного существования человека в профессиональном контексте, среди которых: состояние потока, организационная лояльность, процессуальная мотивация, гражданское поведение, сверхролевое поведение, сопричастность к работе, страстная приверженность работе, счастье на работе [4] (Berezovskaya, 2016). Таким образом, человек с высоким профессиональным благополучием испытывает позитивное отношение к работе и своей деятельности, а также проявляет заинтересованность в её продуктивности. Ван Хорн разработал многомерную модель профессионального благополучия, в которой можно выделить 5 компонентов на основе исследований К. Рифф и П. Варра: 1) эмоциональный компонент - определяется с помощью оценки удовлетворенности работой, отсутствием эмоционального истощения и организационной лояльностью; 2) когнитивный компонент - оценка когнитивного уровня сотрудника и его истощаемости в получении и восприятии информации; 3) поведенческий компонент - уровень межличностных отношений и деперсонализации; 4) мотивационный компонент - стремление специалиста к профессиональному росту, уровень профессиональной компетентности; 5) психосоматический компонент - изменение физического состояния (заболевания, соматические жалобы) [1, 2] (Van Horn et al., 2004; Warr, 2013). Профессиональное благополучие не является достаточно изученным, особенно в отношении профессиональной деятельности педагогов. Большинство учителей школ не имеют позитивных взаимоотношений с профессиональной средой. Большая загруженность на работе, ролевые конфликты и трудности самореализации становятся проблемами, не позволяющими педагогу сохранить своё здоровье на всех трех уровнях (психологическое, соматическое и социальное). Наиболее типичными соматическими заболеваниями педагогов являются неврозы, язва желудка, ишемическая болезнь сердца, гипертония, остеохондроз. Большинство педагогов уже через 3-5 лет профессиональной деятельности имеют признаки профессионального выгорания, что является показателем психологического и соматического нарушения здоровья. На здоровье педагогов оказывает влияние высокое психоэмоциональное напряжение, постоянная смена типа деятельности, работа в режиме ответственности за учащихся, неограниченная продолжительность рабочего времени, высокая плотность межличностных контактов и другие факторы [3] (Bagnetova, Sharifullina, 2013). Среди факторов устойчивости к снижению профессионального здоровья называют жизнестойкость. Она может быть причиной и следствием противодействия профессиональным деструкциям, т.е. является важным ресурсом сохранности профессионального здоровья [8] (Kruglova et al., 2017). С. Мадди и С. Кобейс ввели и определили понятие «жизнестойкость» как интегративное качество, систему установок и убеждений о мире и о себе, которое позволяет человеку перенести стрессовую ситуацию, сохранив внутренний баланс. Для этого человеку нужно признать не только свои возможности, но и свою уязвимость перед проблемой [6] (Evtushenko, 2016). В отечественной психологии использовалось аналогичное понятие «личностный потенциал», который был введен Д.А. Леонтьевым. Им же был осуществлен перевод понятия «hardiness», используемого С. Мадди, как «жизнестойкость» и определено как черта, характеризующаяся мерой преодоления личности самой себя [6] (Evtushenko, 2016). Жизнестойкость является ключевой личностной переменной, которая определяет влияние стрессогенных факторов на здоровье и на успешность деятельности. В данном случае негативные ситуации могут стать катализаторами позитивного личностного развития. На взаимодействие с внешним миром и развитие жизнестойкости оказывают влияние три основные установки: - вовлеченность - как принятие обязательств, безусловная идентификация себя с намерением выполнить действие и с его результатом; - контроль - как понятие того, что борьба оказывает влияние на происходящее, вне зависимости от того, способна ли она повлиять на результат; - вызов или принятие риска - как убежденность в том, что всё, что с ним случается, является стимулом для его развития [7, с. 399] (Kalinina, Volodina, 2009). Цель исследования: определение социально-психологических факторов снижения профессионального здоровья педагога. Выборка: педагоги образовательных учреждений г. Волгограда, n = 74 (11 мужчин, 63 женщины). Методы исследования: анкета «Профессиональное здоровье» (Никифоров Г.С., Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С.); методика «Оценка профессионального благополучия» (Рут Е.И., Березовская Р.А.); тест жизнестойкости (С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева). Для проверки статистической достоверности данных был проведен анализ с помощью программы SPSS (коэффициент корреляции Пирсона). Результаты. Данные, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о наличии значимой положительной взаимосвязи между уровнем общего здоровья и следующими категориями: - «удовлетворенность профессиональными достижениями (УПД)» (r = 0,397, при р ≤ 0,001); - «профессиональный рост (ПР)» (r = 0,643, при р ≤ 0,001); - «позитивные отношения в коллективе (ПО)» (r = 0,487, при р ≤ 0,001); - «профессиональное благополучие (общий показатель)» (r = 0,537, при р ≤ 0,001). Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагоги общеобразовательных школ менее подвержены снижению профессионального здоровья, если стремятся к совершенствованию и познанию себя, способны адекватно оценить свой профессиональный рост, позитивно относятся к прошлому и настоящему и поддерживают доверительные отношения в коллективе. Педагоги менее склонны к хроническим заболеваниям и физически работоспособны, если имеют позитивные отношения в коллективе (р ≤ 0,001). Взаимная поддержка, удовлетворение от положительного общения способствует сохранению профессионального здоровья. Шкала «умственная работоспособность» положительно коррелирует с категориями «профессиональный рост», «профессиональные цели» и «автономность в профессиональной деятельности» (р ≤ 0,001). Таким образом, эффективность работы педагога и способность выполнять длительное время интеллектуальную работу напрямую зависят от успешности и удовлетворенности собственными достижениями. Способность противостоять мнению коллег и окружающих людей позволяет действовать исходя из собственных установок, что положительно сказывается на поддержании работоспособности. Были подтверждены и исследования отечественных исследователей о взаимосвязи профессионального и психологического благополучия. Успешность в профессиональной деятельности является одной из сфер жизненной удовлетворенности. Педагог проводит на работе длительное время, как следствие, неблагополучие в профессиональной деятельности (невозможность достижения профессиональных целей, высокий конформизм, негативные отношения в коллективе и др.) сказывается на общем отношении к жизни. Анализ взаимосвязи профессионального здоровья и жизнестойкости показал, что наибольшее количество взаимосвязей получено со шкалой «контроль». Стремление контролировать ситуацию, не испытывая при этом беспомощности, является фактором сохранности профессионального здоровья педагога. Так, педагоги с высоким уровнем контроля показали более высокие значения по шкалам «общее здоровье», «физическая работоспособность», «умственная работоспособность» и «усилия». Вовлеченность как категория жизнестойкости способствует улучшению психологического благополучия как фактора профессионального здоровья. Педагоги общеобразовательных школ чувствуют себя более удовлетворенными собственным состоянием, если убеждены, что включенность в происходящее дает максимальный шанс для развития личности. Была выявлена положительная взаимосвязь шкал «принятие риска» и «общее здоровье» (р ≤ 0,001). Так, педагоги, убежденные в том, что все, что с ними происходит (позитивное или негативное), оказывает конструктивное влияние на их развитие, более продуктивно оценивают собственное соматическое и психологическое состояние. Согласно данным, полученным в ходе анализа, общий уровень жизнестойкости имеет положительную корреляцию со всеми шкалами методики оценки профессионального здоровья, кроме шкалы «усилия». Выводы В ходе теоретического и эмпирического анализа было выявлено, что существует значимая взаимосвязь между профессиональным здоровьем педагога и такими социально-психологическими категориями, как профессиональное благополучие и жизнестойкость. Педагоги общеобразовательных школ менее подвержены снижению профессионального здоровья, если стремятся к совершенствованию и познанию себя, способны адекватно оценить свой профессиональный рост, позитивно относятся к прошлому и настоящему, поддерживают доверительные отношения в коллективе, вовлечены в деятельность и нацелены на принятие жизненного риска.