СОЦИАЛЬНАЯ ФРУСТРИРОВАННОСТЬ КАК ДЕЗАДАПТИРУЮЩИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье описываются результаты исследования личностно-средовых взаимоотношений детей и подростков с туберкулезной инфекцией, в ходе которого выявлены факторы риска возникновения социальной фрустрации и нарушения психической адаптации. Проанализированы некоторые данные заболеваемости детей и подростков туберкулезом, свидетельствующие о том, что туберкулез пока не побежден, он является одной из серьезнейших междисциплинарных проблем. Выявлено, что для детей и подростков с туберкулезной инфекцией характерно выраженное проявление социальной фрустрированости по следующим показателям: взаимоотношение с отцом, с друзьями и сверстниками, противоположным полом, отношения с учителями, положение среди сверстников, самостоятельность и независимость, мнение окружающих о себе, материальное положение, здоровье в целом. Наиболее субъективно значимыми для респондентов экспериментальной группы являются отношения с матерью, друзьями и знакомыми сверстниками, учителями. Выявлены статистически значимые различия в уровне социальной фрустрированности в зависимости от возраста испытуемых.

Ключевые слова:
социальная фрустрированность, туберкулез, социальное функционирование, дети и подростки с туберкулезной инфекцией
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Актуальность проводимого исследования обусловлена тем, что выявление и лечение туберкулеза у детей и подростков является междисциплинарной проблемой. Врачи различных специализаций занимаются выявлением туберкулезной инфекции в общей лечебной сети [3] (Borodulina et al., 2016). Основными компонентами Стратегии Всемирной организации здравоохранения по ликвидации туберкулеза, принятой Всемирной ассамблеей здравоохранения в мае 2014 года, являются пациенториентированный подход, социальная поддержка больных туберкулезом и развитие приоритетных научных направлений [1]. Проанализировав заболеваемость впервые выявленным туберкулезом среди детей и подростков от рождения до 17 лет, мы видим, что по сравнению с 2013 годом она снизилась с 16,9 на 100 тыс. детского населения от 0 до 17 лет в 2013 году до 11,3 на 100 тыс. детского населения от 0 до 17 лет в 2017 году. Распространенность туберкулеза в детско-подростковой популяции составила в 2013 году 17,9 на 100 тыс. населения в возрасте 0-14 лет и 39,7 в возрасте 15-17 лет. В последующие четыре года происходило снижение распространенности туберкулеза в данной популяции и достигло в 2017 году следующих значений: в группе 0-14 лет - 12,2 на 100 тыс. населения, а в группе 15-17 лет - 27,4 на 100 тыс. населения. Дети 0-17 лет, поставленные на учет с остаточными изменениями перенесенного туберкулеза, составляют в 2013 году - 8,4; в 2014 году - 10,1; в 2015 году - 11,5; в 2016 году - 15,8; в 2017 году - 13,8 на 100 тыс. детского населения (Федеральным Центром мониторинга противодействия распространению туберкулеза в Российской Федерации ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России). Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что туберкулез пока не побежден, он является одной из серьезнейших проблем не только современной медицины, но и фармации, социальной экологии, экономики, психологии. Тяжесть заболевания и осложнений, условия и длительность лечения, неопределенность прогноза диктуют необходимость психологического сопровождения лечебного процесса пациентов с туберкулезной инфекцией. Этому посвящены научные статьи, раскрывающие психологические особенности больных туберкулезом, принципы и методы психокоррекционной работы с ними. В последние несколько лет в литературе активно приводятся данные исследований личностных особенностей пациентов взрослой и детско-подростковой популяции, анализируются психогенные влияния, определяются патогенные эмоциональные реакции детей и взрослых, изучаются психосоциальные условия жизни больных [2] (Baranova et al., 2010). Важное значение придается эпидемическому фактору риска развития заболевания у детей и подростков, особенно внутрисемейному контакту с больным туберкулезом. Не остаются без внимания и социальные факторы риска, которые повышают вероятность развития деструктивных процессов бактериовыделения, осложненного течения заболевания [5] (Rashkevich, Myakisheva, Avdeeva, 2011). Соответственно, в разрабатываемых в настоящее время инновационных технологиях определение индивидуальной степени риска заболеть туберкулезом, а также объема противотуберкулезной помощи основано на сочетании эпидемиологических, медицинских и социальных факторов [4] (Golubev et al., 2014). Исследование уровня социальной фрустрированности детей и подростков с туберкулезной инфекцией представляется нам необходимым в структуре комплексной психодиагностики, особенно на первичном этапе знакомства с пациентом и определения направлений и объема необходимой психологической помощи ему и членам семьи. Одним из факторов, вызывающих хроническое эмоциональное напряжение и стресс, является социальная фрустрированность. Повышение уровня социальной фрустрированности способствует развитию расстройств поведения и адаптации, возникновению психосоматических нарушений и утяжелению протекания многих соматических заболеваний. Биологический, социальный и психологический уровни образуют целостную систему психической адаптации человека. Социальная фрустрированность возникает вследствие невозможности удовлетворения актуальных социальных потребностей, влияет на формирование внутренней картины болезни и лечения. Одним из факторов нарушения психической адаптации является социальная фрустрированность, возникающая вследствие невозможности удовлетворить свои социальные потребности. Понятие «социальная фрустрированность» тесно связано с понятием «качество жизни», влияет на формирование внутренней картины болезни, оценку ее прогноза. Была проведена диагностика личностно-средовых взаимоотношений детей и подростков с туберкулезной инфекцией, в результате которой выявлены факторы риска социальной фрустрации и нарушения психической адаптации. Материал и методы исследования. Общая численность экспериментальной группы 137 человек. Репрезентативную выборку составили пациенты детского туберкулезного стационарного отделения Самарского областного клинического противотуберкулезного диспансера имени Н.В. Постникова. Критерии включения в экспериментальную группу: информированное согласие на участие в исследовании, наличие диагноза туберкулез внутригрудных лимфатических узлов, первичный туберкулезный комплекс, очаговый туберкулез, инфильтративный туберкулез, туберкулезный плеврит. Контрольная группа идентична экспериментальной по численности и половозрастному составу. В нее вошли дети и подростки общеобразовательных школ г. Самара, условно здоровые. В целях адекватности применения методик и сопоставимости полученных результатов статистического анализа в исследовании больные были разделены по полу и возрасту. Для проведения исследования использовалась методика психологической диагностики уровня социальной фрустрированности «Уровень социальной фрустрированности» (Л.И. Вассерман). Для обработки данных и проведения корреляционного анализа использовался U-критерий Манна-Уитни. Результаты исследования. В подгруппе детей 7-10 лет 36 % опрошенных (62 % мальчиков и 8 % девочек) полностью удовлетворены отношениями с матерью. 24 % (0 % мальчиков и 50 % девочек) - скорее удовлетворены. 4 % респондентов данной подгруппы выразили некоторую неудовлетворенность взаимоотношениями с мамой (8 % девочек). Подростки 11-12 лет активнее высказываются о неудовлетворенности во взаимоотношениях с матерью. Так, 16 % опрошенных данной подгруппы (16 % мальчиков и 17 % девочек) считают, что отношения с мамой замечательные и полностью их удовлетворяют. 24 % данной подгруппы (23 % мальчиков и 25 % девочек) скорее не удовлетворены отношениями с матерью. 36 % опрошенных данной возрастной подгруппы считают отношения с матерью сложными, неоднозначными, неудовлетворительными. Лишь 28 % подростков в возрасте 13-15 лет (27 % мальчиков и 8% девочек) удовлетворены отношениями с матерью. 56 % респондентов данной подгруппы характеризуют отношения с матерью как нестабильные, сложные, неудовлетворительные. Практически такие же результаты получены в подгруппе подростков 16-18 лет. Большинство опрошенных (56 %) испытывают сложности в установлении и поддержании эмоционального контакта с матерями. Отношения вызывают негативные эмоциональные состояния и не удовлетворяют подростков. В подгруппе детей 7-10 лет отношение к матери и отцу в большинстве случаев позитивное (60 и 68 % соответственно). Однако 12 % детей данной подгруппы не удовлетворены отношениями с отцом, так как его либо нет в силу различных причин, либо он фактически не принимает участия в воспитании ребенка. Подростки 11-12 лет: 50 % опрошенных (46 % мальчики и 75 % девочки) крайне не удовлетворены отношениями с отцом, 16 % (23 % мальчиков и 8 % девочек) испытывают сложности в выстраивании отношений с ним. В 13-15 лет степень неудовлетворенности во взаимоотношениях с отцом несколько снижается. 8 % респондентов (36 % мальчиков и 57 % девочек) указывают на неудовлетворенность в отношениях. Однако 36 % респондентов данной возрастной подгруппы (45 % мальчиков и 29 % девочек) полностью удовлетворены взаимоотношениями с отцом или отчимом. В 16-18 лет крайняя неудовлетворенность взаимоотношениями с отцом или отчимом диагностируется в 44 % случаев (64 % мальчиков и 29 % девочек). Однако 24 % опрошенных данного возраста (9 % мальчиков и 36 % девочек) охарактеризовали отношения с отцом как скорее неудовлетворительные (рис. 1). Рисунок 1. Степень удовлетворенности сферой социального функционирования «Взаимоотношения с отцом» (%) Источник: составлено автором Отношения с братьями и сестрами различной степени близости родства представлялись актуальными для всех респондентов. Во всех подгруппах отношения с братьями и сестрами характеризуются детьми и подростками как удовлетворительные. Лишь в подгруппе 11-12-летних подростков 40 % опрошенных не удовлетворены отношениями с братьями и /или сестрами. Социальное окружение ребенка не ограничивается лишь родителями и братьями/сестрами. В структуре семьи детей и подростков часто отсутствует один из родителей и/или возникает ситуация, когда родительские функции берут на себя другие близкие родственники ребенка. Поэтому взаимоотношения с ними для ребенка зачастую оказываются столь же важны, как с родителями, а иногда и в большей степени. Дети 7-10 лет в большинстве удовлетворены отношениями с близкими родственниками (68 % опрошенных). В 11- =12 лет лишь 36 % опрошенных удовлетворены отношениями с близкими родственниками. В подгруппах 13-15 и 16-18 лет степень удовлетворенности отношениями с близкими родственниками практически не отличается (рис. 2). Рисунок 2. Степень удовлетворенности сферой социального функционирования «Отношения с другими близкими родственниками» (%) Источник: составлено автором Для детей и подростков на всех этапах взросления чрезвычайно важными являются отношения со сверстниками и друзьями. Лечение в стационаре, вынужденное ограничение контактов с окружающими вследствие заболевания или по иным причинам приводят к потере друзей, происходит смена круга общения. Новые отношения не всегда удовлетворяют ребенка, но боязнь одиночества и непринятия со стороны сверстников заставляет их устанавливать взаимодействие с теми, кто находится рядом. В группе 7-10 лет 60 % опрошенных (62 % мальчиков и 58 % девочек) удовлетворены отношениями с друзьями. В 11-12 лет лишь 32 % респондентов указывают на гармоничные отношения с друзьями и сверстниками; 40 % опрошенных данной подгруппы отмечают неудовлетворенность отношениями со сверстниками (31 % мальчиков и 50 % девочек). В группе подростков 13-15 лет отношение со сверстниками отличается полярностью. 36 % опрошенных охарактеризовали отношения с друзьями и сверстниками как абсолютно их удовлетворяющие. 64 % респондентов данной подгруппы совершенно не удовлетворены отношениям и с друзьями и знакомыми сверстниками. Практически такие же результаты получены в подгруппе 16-18-летних юношей и девушек (рис. 3). Рисунок 3. Степень удовлетворенности сферой социального функционирования «Удовлетворенность отношениями с друзьями и знакомыми сверстниками» (%) Источник: составлено автором Отношения со сверстниками противоположного пола являются для подростков одними из самых притягательных, но и самых сложных, вызывающих фрустрацию. 60 % испытуемых 7-10 лет считают отношения с представителями противоположного пола удовлетворительными. 4 % респондентов данной подгруппы (8 % мальчиков) не хотят общаться с девочками в силу каких-либо причин. 44 % респондентов в возрасте 11-12 лет с удовольствием общаются друг с другом, хотят нравиться представителям противоположного пола, считают, что в смешанной по полу компании веселее. 40 % опрошенных в данной подгруппе испытывают некоторые трудности в общении с противоположным полом, имеют негативный опыт общения или не проявляют интерес. В подгруппе 13-15 лет 44 % респондентов полностью удовлетворены взаимоотношением с противоположным полом (45 % мальчиков и 43 % девочек). Однако почти столько же подростков не удовлетворены отношением с представителями противоположного пола (44 %), причем в большей степени девочки (50 %). Практически такой же результат получен в подгруппе 16-18-летних юношей и девушек. Достаточно большое количество респондентов указывают на сложные отношения со школьными учителями и педагогами, работающими в стационаре. Все опрошенные старше 7-8 лет указали на то, что учителя в стационаре постоянно напоминают им о болезни, требуют безоговорочного подчинения, указывают на ненужность обучаемых обществу. Качество обучения респонденты оценили как низкое, учителя не заинтересованы в успехах учеников, не чувствуют ответственности перед ними, считают, что образование может не пригодиться, если будет ухудшение состояния здоровья. Часто дети и подростки слышат от учителей, что, являясь «заразными», в будущем невозможно будет найти хорошую работу. Детям часто рисуют картину их будущего с низким социальным статусом. В зависимости от возраста испытуемые по-разному относятся к учителям. 72 % детей в возрасте 7-10 лет удовлетворены отношениями с учителями (77 % мальчиков и 67 % девочек). В подгруппе 11-12 лет - наоборот, 20 % опрошенных (15 % мальчиков и 25 % девочек) испытывают неудовлетворенность в отношениях с учителями, и 52 % респондентов данной подгруппы абсолютно не удовлетворены взаимоотношениями с учителями (46 % мальчиков и 58 % девочек). Значения показателя, полученные в подгруппе 13-15 лет, статистически не отличаются от результатов данной подгруппы. 16-18-летние молодые люди более лояльны к учителям и в 36 % случаев (36 % мальчиков и 35 % девочек) отмечают, что отношения с учителями их вполне удовлетворяют. Абсолютно не довольны взаимоотношениями с учителями 32 % опрошенных данной возрастной подгруппы (рис. 4). Рисунок 4. Степень удовлетворенности сферой социального функционирования «Отношения с учителями» (%) Источник: составлено автором Все испытуемые школьного возраста. Подросткам предлагалось оценить, насколько комфортно им находиться в школьных условиях. 60 % детей в возрасте 7-10 лет с удовольствием посещают школу и считают пребывание в школе комфортным. Респондентов, которые бы крайне негативно высказывались о школе, в данной возрастной подгруппе не выявлено. В 11-12 лет лишь 32 % опрошенных считают обучение в школе приятным и нескучным занятием. Они с удовольствием посещают большинство уроков и прекрасно находят общий язык с учителями. 56 % всех респондентов данной подгруппы испытывают крайне негативное отношение к школе, считая время, проведенное там, пустым и ненужным, а обстановку в школе в целом негативной и нездоровой. В 13-15 лет 44 % опрошенных негативно отзываются о школе, учебном процессе и с большой неохотой посещают занятия. Однако 40 % подростков данной подгруппы считают обстановку в школе вполне удовлетворительной и не испытывают отвращения при посещении занятий и общении со сверстниками и учителями. 44 % юношей и девушек в возрасте 16-18 лет считают обстановку в школе удовлетворительной (64 % мальчиков и 29 % девочек). Мотив посещения школы сформирован, отмечается ориентация на дальнейшее получение образования. 24 % респондентов данной подгруппы считают обстановку в школе крайне неудовлетворительной и посещать школу не хотят или уже не посещают (18 % мальчиков и 29 % девочек). Успеваемость в общеобразовательной школе, достижения в спортивной, творческой и общественной деятельности являются одним из индикаторов социальной успешности ребенка. Снижение успеваемости, как правило, свидетельствует о социальном неблагополучии семьи и приводит, как следствие, к нарушению школьной и социальной адаптации ребенка. В подгруппе 7-10 лет лишь 20 % респондентов удовлетворены своими успехами в школе и другими достижениями в кружках и секциях дополнительного образования. 52 % испытуемых данной подгруппы считают, что могут добиться большего, но есть обстоятельства, которые не позволяют это сделать. В подгруппе 11-12 лет 24 % опрошенных удовлетворены своими успехами, а 44 % крайне недовольны своими достижениями и успеваемостью. Подростки 13-15 лет в 48 % случаев (45 % мальчиков и 50 % девочек) довольны своей успеваемостью. 12 % респондентов крайне недовольны своими достижениями. Практически такие же результаты были получены при исследовании подгруппы молодых людей 16-18 лет. По мере взросления у детей и подростков формируется потребность в самостоятельности и независимости. Деструктивный стиль воспитания, нарушение внутрисемейных отношений, внешние факторы, приводящие к нарушению воспитательного процесса, приводят к формированию и закреплению зависимого, неуверенного поведения. Дети 7-10 лет считают себя самостоятельными в 76 % случаев. Лишь 12 % опрошенных данной подгруппы испытывают неуверенность в себе, зависимость от мнения окружающих и посторонней помощи. В подгруппе 11-12 лет 16 % испытуемых (15 % мальчиков и 17 % девочек) считают себя уверенными в себе и независимыми. 40 % респондентов данной подгруппы испытывают неуверенность в себе, чувствуют зависимость от окружающих, считают себя несамостоятельными. В подгруппе 13-15-летних подростков у 60 % опрошенных (55 % мальчиков и 64 % девочек) выявляется неудовлетворенность своим социальным положением. Испытуемые отмечают, что считают себя несамостоятельными, зависимыми и неуверенными в себе. Значение показателя в подгруппе молодых людей 16-18 лет идентичны результатам описываемой выше категории подростков (рис. 5). Рисунок 5. Степень удовлетворенности сферой социального функционирования «Самостоятельность, независимость, уверенность» (%) Источник: составлено автором Процесс социализации детей и подростков возможен лишь в том случае, если ребенок находится в обществе. Ребенок учится вести себя со взрослыми и сверстниками. Формируются такие значимые личностные качества, как лидерство, конформность, чувство принадлежности к определенной социальной группе. Ребенок усваивает социальные роли, обретает социальный статус. Если по каким-то причинам ребенок лишается возможности полноценного общения со сверстниками, это приводит к нарушению социальной адаптации с последующими трудностями социализации. 32 % испытуемых в возрасте 7-10 лет удовлетворены своим положением среди сверстников (22 % мальчиков и 42 % девочек). 44 % опрошенных данной подгруппы (54 % мальчиков и 33 % девочек) недовольны своим положением в группе сверстников. В подгруппе 11-12 лет 36 % респондентов устраивает их социальный статус в подростковой среде, однако 48 % опрошенных этой подгруппы крайне не удовлетворены своим положением среди сверстников. В возрасте 13-15 лет степень неудовлетворенности возрастает. 64 % опрошенных данной подгруппы (55 % мальчиков и 73 % девочек) не удовлетворены своим положением среди сверстников. Практически такая же ситуация наблюдается в возрастной подгруппе 16-18 лет (рис. 6). Рисунок 6. Степень удовлетворенности сферой социального функционирования «Положение среди сверстников» (%) Источник: составлено автором Выявлены особенности формирования мнения окружающих о себе у респондентов экспериментальной группы. Оно складывается в процессе ежедневного взаимодействия подростков с медицинским персоналом стационарного или амбулаторного отделения, с родителями, родственниками, педагогами, сверстниками, соседями по палате и т.д. Респонденты 7-10 лет в 16 % случаев считают, что окружающие люди недостаточно хорошо о них думают. В подгруппе 11-12 лет 44 % опрошенных (46 % мальчиков и 42 % мальчиков) крайне не удовлетворены мнением о себе окружающих. Неудовлетворенность возрастает в подгруппе 13-15-летних респондентов (60 % опрошенных) и остается высокой в подгруппе 16-18 лет (56 %). В подгруппе испытуемых 7-10 лет 76 % опрошенных считают свое материальное положение удовлетворительным. Удовлетворенность материальным положением снижается в остальных возрастных подгруппах. Около 32 % опрошенных в возрасте 11-18 лет удовлетворены своим материальным положением. Остальные испытывают выраженное неудовлетворение своим материальным положением (до 64 % респондентов в подгруппе 16-18 лет). По мере взросления ребенка его все больше волнуют жилищно-бытовые условия проживания. Подростки стремятся иметь отдельную комнату или обозначенное личное пространство, где они могли бы установить свой порядок и обустроить комфортную для себя среду. Однако в большинстве случаев для респондентов экспериментальной группы это не представляется возможным, так как семьи проживают в стесненных жилищных и материальных условиях. Большая часть респондентов всей детско-подростковой группы удовлетворена своими жилищно-бытовыми условиями. Испытуемые в возрасте 13-15 лет (52 %) хотели бы иметь свою комнату в квартире проживания, а в 16-18 лет хотели бы жить отдельно от родителей и других родственников (40 %). В современных условиях обучения и воспитания дети и подростки делятся на две категории: тех, у кого нет свободного времени вследствие занятости в учреждениях дополнительного образования, и тех, кто кроме общеобразовательной школы не посещает никакие дополнительные секции, кружки, школы. Во втором случае свободного времени бывает слишком много, и распорядиться им подростки не всегда умеют. 72 % респондентов в возрасте 7-10 лет считают, что у них насыщенная жизнь, свободное время они проводят интересно и весело. В 11-12 лет возрастает степень неудовлетворенности возможностью проведения свободного времени (56 %). В подгруппах 13-15 и 16-18 лет респонденты отметили, что сами организовывают свой досуг в соответствии с интересами, родители в меньшей степени контролируют их, поэтому 56 % и 64 % испытуемых в соответствующих подгруппах удовлетворены проведением своего свободного времени. Удовлетворенность своим образом жизни выше всего в подгруппе испытуемых в возрасте 7-10 лет. В подгруппах 11-12 и 13-15 лет удовлетворенность своей жизнью снижается (28 % и 16 % соответственно). Подростки 13-15 лет в 76 % случаев (82 % мальчиков и 71 % девочек) выражают крайнюю неудовлетворенность своим образом жизни в целом. В 16-18 лет 36 % опрошенных указали, что в общем довольны своей жизнью, а 28 % не устраивает их образ жизни. Оценивая свое физическое развитие и состояние, в подгруппе детей 7-10 лет 84 % опрошенных считают себя здоровыми, самочувствие оценивают как удовлетворительное. В подгруппе 11-12 лет 74 % испытуемых удовлетворены своим самочувствием и физическим развитием, в то время как 28 % не удовлетворены своим состоянием, считают себя больными или недостаточно привлекательными. В подгруппе испытуемых 13-15 лет лишь 40 % опрошенных удовлетворяет их физическое развитие, внешний вид и самочувствие, а 56 % отметили неудовлетворенность своим физическим состоянием. 60 % респондентов в возрасте 16-18 лет оценивают свое физическое развитие и самочувствие удовлетворительно, 20 % этой подгруппы так не считают (рис. 7). Рисунок 7. Степень удовлетворенности сферой социального функционирования «Физическое развитие и состояние» (%) Источник: составлено автором Оценить свое психическое здоровье детям и подросткам оказалось достаточно сложно. Поэтому большинство из них отвечали, что полностью удовлетворены своим психическим состоянием, либо затруднялись ответить на вопрос. Половина всех респондентов детско-подростковой группы оценивают свое психическое здоровье удовлетворительно. В подгруппах 13-15 и 16-18 лет 40 % и 20 % соответственно не удовлетворены своим психическим здоровьем, причем девушки в большей степени, чем юноши. Испытуемым предлагалось оценить степень удовлетворенности своими интеллектуальными способностями. Отмечается тенденция к росту неудовлетворенности с увеличением возраста испытуемых. Отчасти это связано с условиями обучения и воспитания, отчасти подростки связывали это с приемом лекарственных препаратов. 72 % респондентов 7-10 лет считают себя умными и способными выполнять любые задания. В подгруппе подростков 11-12 лет 56 % испытуемых удовлетворены своим интеллектуальным развитием, а 32 % считают себя недостаточно умными, с чем связывают трудности в обучении. В подгруппе испытуемых 13-15 лет 65 % респондентов считают, что обладают высоким интеллектом, «просто демонстрировать его негде». 24 % опрошенных этой подгруппы считают себя недостаточно интеллектуальными и способными, «потому что так неоднократно говорили родители и учителя». В подгруппе молодых людей 16-18 лет 52 % оценили свое интеллектуальное развитие как высокое, 28 % испытуемых данной подгруппы считают, что интеллект и способности стали ухудшаться в связи с приемом лекарств и нахождением в больнице. В заключении исследования уровня социальной фрустрированности респондентам предлагалось оценить свое здоровье в целом. 72 % детей в возрасте 7-10 лет считают себя вполне здоровыми, отметили что их ничего не беспокоит. Подростки 11-12 лет в 60 % случаев удовлетворены своим здоровьем в целом, а 36 % высказывают озабоченность своим здоровьем в настоящее время и в будущем. В подгруппе респондентов 13-15 лет 28 % опрошенных удовлетворены своим здоровьем, 60 % испытывают опасение за свое здоровье и не удовлетворены своим состоянием. Крайне неудовлетворительным состояние здоровья назвали 48 % юношей и девушек в возрасте 16-18 лет. Они опасаются осложнений заболевания, рецидива. Суммируя все полученные результаты, нами была получена оценка индекса социальной фрустрированности в экспериментальной и контрольной группах. Испытуемым предлагалось проранжировать по убыванию субъективной значимости рассматриваемые выше сферы отношений в реальной жизненной ситуации. Получены следующие результаты, представленные в таблице 1. Таблица 1 Ранжированная оценка сфер социального функционирования по убыванию субъективной значимости в реальной жизненной ситуации в экспериментальной и контрольной группах № п/п Сфера социального функционирования Экспериментальная группа Контрольная группа 7-10 лет 11-12 лет 13-15 лет 16-18 лет 7-10 лет 11-12 лет 13-15 лет 16-18 лет 1 Взаимоотношения с матерью 1 1 5 3 1 1 7 1 2 Взаимоотношения с отцом 9 16 17 18 4 2 10 11 3 Взаимоотношения с братьями/сестрами 13 6 18 9 11 8 11 10 4 Взаимоотношения с близкими родственниками 14 7 12 10 6 9 12 12 5 Взаимоотношения с друзьями и знакомыми сверстниками 2 2 1 13 2 3 1 2 6 Взаимоотношения со сверстниками противоположного пола 15 17 8 2 10 5 2 3 7 Взаимоотношения с учителями, воспитателями и наставниками 3 5 9 11 12 4 8 9 8 Обстановка в школе 4 18 11 17 13 16 9 13 9 Успеваемость и другие достижения 5 8 10 12 3 6 5 8 10 Самостоятельность, независимость и уверенность в себе 16 9 2 4 8 10 3 4 11 Положение среди сверстников 6 3 3 1 14 7 13 6 12 Мнение окружающих 7 4 4 5 15 11 4 7 13 Материальное положение 10 12 6 6 7 12 6 5 14 Жилищно-бытовые условия 11 14 7 14 16 17 14 18 15 Проведение свободного времени 12 13 13 7 5 13 19 19 16 Образ жизни в целом 18 19 15 16 17 14 20 20 17 Физическое развитие и состояние 17 10 14 15 18 18 16 16 18 Психическое здоровье 20 20 20 19 19 19 17 15 19 Интеллектуальные способности 19 15 19 20 9 20 15 17 20 Здоровье в целом 8 11 16 8 20 15 18 14 Источник: составлено автором Анализируя результаты ранжирования, мы выявили, что и в экспериментальной, и в контрольной группах в большинстве случаев на первое место по значимости выходят отношения детей и подростков с матерью. Лишь в подгруппе 13-15-летних испытуемых экспериментальной и контрольной групп наиболее значимыми являются взаимоотношения с друзьями и знакомыми сверстниками. Это обусловлено особенностями данного этапа взросления и ведущей деятельностью. Тем не менее на второе по значимости место большинство респондентов обеих групп поместили взаимоотношения с друзьями. Лишь в подгруппе 16-18 лет экспериментальной группы и 13-15 лет контрольной группы молодые люди предпочли отношениям с друзьями важность взаимоотношений с представителями противоположного пола. Взаимоотношения с учителями и воспитателями субъективно более значимы для детей 7-10 лет экспериментальной группы. В то же время дети того же возраста контрольной группы обозначили важность данных отношений лишь 12-м местом в рейтинге. Срединное положение в рейтинговой таблице занимают сфера отношений с учителями, обстановка в школе, успеваемость, мнение окружающих, материальное положение. Последние строчки рейтинговой таблицы занимают жилищно-бытовые условия, проведение свободного времени, образ жизни в целом, психическое здоровье, физическое развитие и состояние. Обращает на себя внимание положение сферы «взаимоотношения с отцом». Большинство испытуемых экспериментальной группы определили для себя отношения с отцом незначимыми. В большинстве случаев это связано с тем, что ребенок воспитывается без отца или общение с ним сведено к минимуму. В некоторых случаях ребенка ограждали от общения с отцом - носителем туберкулезной инфекции или болеющим. В контрольной группе взаимоотношения с отцом значимы и занимают более высокое положение в таблице рейтинга. С помощью корреляционного анализа мы выявили статистически достоверные различия в степени выраженности социальной фрустрированности у детей и подростков с туберкулезной инфекцией в разных возрастных группах. Таблица 2 Различия в степени выраженности социальной фрустрированности в возрастных подгруппах детей и подростков с туберкулезной инфекцией Показатели социальной фрустрированности/ Возрастные подгруппы Удовлетворенность взаимоотнош. с матерью с отцом братьями и/или сестрами другими близкими родственниками друзьями и знакомыми сверстниками сверстниками противоположного пола учителями, воспитателями обстановкой в школе успеваемостью и другими достижениями своей самостоятельностью, независимостью, уверенностью 7-10 и 11-12 лет U-критерий Манна-Уитни 110,5 100,0 126,5 151,0 147,5 203,5 92,5 110,5 267,0 138,0 р 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,03 0,00 0,00 0,36 0,00 7-10 и 13-15 лет U-критерий Манна-Уитни 159,0 212,0 285,0 206,5 157,5 203,5 121,5 177,0 197,0 100,0 р 0,00 0,04 0,58 0,03 0,00 0,02 0,00 0,01 0,02 0,00 11-12 и 13-15 лет U-критерий Манна-Уитни 312,5 248,0 176,0 253,5 218,5 272,0 288,0 241,5 171,5 160,5 р 1,00 0,17 0,01 0,24 0,06 0,42 0,59 0,16 0,01 0,00 11-12 и 16-18 лет U-критерий Манна-Уитни 310,5 268,5 227,0 286,5 242,0 236,5 235,0 228,5 225,5 196,0 р 0,97 0,35 0,09 0,61 0,16 0,13 0,11 0,09 0,08 0,02 13-15 и 16-18 лет U-критерий Манна-Уитни 309,0 279,0 266,5 285,5 293,0 296,0 223,0 293,0 253,5 294,5 р 0,9 0,5 0,4 0,6 0,7 0,7 0,1 0,7 0,2 0,7 7-10 и 11-12 лет U-критерий Манна-Уитни 233,5 306,5 200,0 285,5 181,5 211,5 269,0 291,0 214,0 204,5 р 0,12 0,90 0,02 0,57 0,01 0,04 0,36 0,64 0,04 0,03 7-10 и 13-15 лет U-критерий Манна-Уитни 194,5 220,0 200,0 192,0 210,0 91,0 151,0 230,0 270,5 129,5 р 0,02 0,06 0,02 0,01 0,04 0,00 0,00 0,09 0,36 0,00 11-12 и 13-15 лет U-критерий Манна-Уитни 281,5 244,0 309,0 215,0 236,5 120,5 199,5 251,0 266,5 212,0 р 0,51 0,15 0,94 0,04 0,13 0,00 0,02 0,20 0,34 0,04 11-12 и 16-18 лет U-критерий Манна-Уитни 299,0 304,0 206,0 232,0 262,5 310,5 280,0 301,5 302,0 245,0 р 0,78 0,86 0,03 0,10 0,30 0,97 0,50 0,82 0,83 0,18 13-15 и 16-18 лет U-критерий Манна-Уитни 292,5 263,5 198,5 277,5 306,5 156,5 226,0 264,5 277,0 297,5 р 0,7 0,3 0,0 0,5 0,9 0,0 0,1 0,3 0,5 0,8 Источник: составлено автором Статистически значимые различия получены в возрастных подгруппах испытуемых 7-10 и 11-12 лет по следующим показателям социальной фрустрированности: удовлетворенность взаимоотношениями с матерью, с отцом, с братьями/сестрами, с близкими родственниками, с друзьями и знакомыми сверстниками, со сверстниками противоположного пола, с учителями, воспитателями и наставниками, обстановкой в школе, самостоятельностью, независимостью и уверенностью в себе, материальным положением, проведением свободного времени, своим образом жизни в целом, интеллектуальными способностями, здоровьем в целом. Статистически значимые различия получены в возрастных подгруппах испытуемых 7-10 и 13-15 лет по следующим показателям социальной фрустрированности: удовлетворенность взаимоотношениями с матерью, с отцом, с близкими родственниками, с друзьями и знакомыми сверстниками, со сверстниками противоположного пола, с учителями, воспитателями и наставниками, обстановкой в школе, успеваемостью, самостоятельностью, положением среди сверстников, мнением окружающих о себе, независимостью и уверенностью в себе, материальным положением, проведением свободного времени, своим образом жизни в целом, здоровьем в целом, жилищно-бытовыми условиями, образом жизни в целом, физическим развитием и состоянием. Статистически значимые различия получены в возрастных подгруппах испытуемых 11-12 и 13-15 лет по следующим показателям социальной фрустрированности: удовлетворенность взаимоотношениями с братьями и сестрами, с друзьями и знакомыми сверстниками, успеваемостью, самостоятельностью, жилищно-бытовыми условиями, образом жизни в целом, физическим развитием и состоянием, здоровьем в целом. Статистически значимые различия получены в возрастных подгруппах испытуемых 11-12 и 16-18 лет по следующим показателям социальной фрустрированности: удовлетворенность взаимоотношениями с братьями и сестрами, обстановкой в школе, успеваемостью и другими достижениями, самостоятельностью и независимостью, материальным положением. Статистически значимые различия получены в возрастных подгруппах испытуемых 13-15 и 16-18 лет по следующим показателям социальной фрустрированности: материальным положением, образом жизни в целом. Статистически значимых различий по полу в исследуемых подгруппах не выявлено. Выводы Исследование социальной фрустрированности позволило выявить, что для детей и подростков с туберкулезной инфекцией характерно выраженное проявление социальной фрустрированости по следующим показателям: взаимоотношение с отцом, с друзьями и сверстниками, противоположным полом, отношения с учителями, положение среди сверстников, самостоятельность и независимость, мнение окружающих о себе, материальное положение, здоровье в целом. Наиболее субъективно значимыми для респондентов экспериментальной группы являются отношения с матерью, друзьями и знакомыми сверстниками, учителями. Выявлены статистически значимые различия в уровне социальной фрустрированности в зависимости от возраста испытуемых. Статистически значимых различий по полу в исследуемых подгруппах не выявлено. Полученные данные могут быть использованы при составлении программы индивидуальной и групповой психокоррекции детей и подростков с туберкулезной инфекцией, определяя направления и содержание работы клинического психолога в противотуберкулезном стационаре или в амбулаторных условиях.
Список литературы

1. Medvestnik.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://medvestnik.ru/content/news/Opredeleny-celevye-indikatory-Strategii-po-borbe-s-tuberkulezom.html.

2. Баранова Г.В., Золотова Н.В., Овсянкина Е.С., Сиресина Н.Н., Столбун Ю.В., Стрельцов В.В. Психологические особенности детей и подростков, больных туберкулёзом органов дыхания // Туберкулез и болезни легких. - 2010. - № 1. - c. 50-53.

3. Бородулина Е., Санталова Г., Бородулин Б., Валова Н., Еременко Е. Туберкулезная инфекция у детей в современных условиях // Врач. - 2016. - № 8. - c. 2-5.

4. Голубев Д.Н., Моисеева О.В., Тюлькова Т.Е., Чугаев Ю.П., Довгалюк И.Ф., Старшинова А.А. Инновационные подходы к выявлению и диагностике туберкулеза у детей // Фтизиатрия и пульмонология. - 2014. - № 1(8). - c. 119-126.

5. Рашкевич Е.Е., Мякишева Т.В., Авдеева Т.Г. Социальные факторы риска и их влияние на характер и течение туберкулеза у подростков // Сибирское медицинское обозрение. - 2011. - № 6(72). - c. 97-99.

Войти или Создать
* Забыли пароль?