ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОДУКТА
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Растущий объем окружающей нас информации и примеры ее коммерческого и политического использования для достижения скрытых целей (реклама, пропаганда и т. п.) как следствие информационной экономики все чаще вызывают протесты в обществе, попытки ограничить некоторые виды информации. И это связано в большей части не с защитой чьих-то коммерции, а интересов и здоровья населения. Однако процесс упорядочивания окружающей нас информации затруднен отсутствием представлений о методах оценки ее качества и состава. Целью настоящей статьи является привлечение внимания к проблеме оценки состава и выделение свойств информационных продуктов, имеющее значение как для отдельных коммерческих интересов распространителей информации, так и для здоровья нации на уровне государственных интересов.

Ключевые слова:
информационный продукт, свойства информационного продукта, свойства информации, информационная безопасность, психологическая диета, информационная гигиена
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение По мере развертывания ленты истории человечество проходило путь развития, меняя при этом взгляды, нормы поведения, общественный строй, границы государств и т. д. При этом менялась граница между материальной и информационной составляющей произведенных и потребляемых продуктов. [12] (Melnikov, 2007). Во времена аграрного общества роль земли и возделываемых на ней культур продуктов питания была доминирующей. Этим определялся экономический рост и развитие государств. В эпоху индустриальной революции граница сместилась в сторону информационной составляющей. Продукты промышленного производства требовали разработки норм, регламентов и стандартов. Для осуществления дальнейшего развития понадобилось вооружиться инструментарием наук [6] (Bolshakov, Kuznetsov, 2014). В 21 веке в эпоху информационного общества граница смещена еще сильней. Доминирование информационной составляющей очевидно [9] (Kuznetsov, 1993). Мы живем в перенасыщенной разнообразной информацией среде. Если еще 100 лет назад за все время жизни обычного крестьянина объем информации усвоенный им в период взросления практически не изменялся. Сегодня объем информации растет с геометрической скоростью [7] (Вернадский, 1988). Ее анализ, фильтрация, структурирование и примените являются ключевыми умениями [17] (Rozenberg, 2015). На первый план выходят производные цифровой эпохи - информационные продукты, а ключевые роли в общественной жизни занимают личности типа менеджера-технократа [1] (Abramov, Melnikov, 2011). Нужная «диета» Слушая новости, читая различный контент в интернете, просматривая фильмы, играя в игры, человек ежедневно пропускает через себя осознанно и неосознанно различные потоки информации. Неумение разбираться и понимать, как влияет на нас информационная среда, проводит к самым печальным последствиям: рост агрессии в обществе; падение нравственности; «группы смерти» в соцсетях; ярая пропаганда и как следствие манипулирование сознанием. Вопрос влияния на наш организм продуктов питания достаточно изучен, мы научились составлять программы питания в соответствии с поставленными целями. Было создано целое научное направление - диетология. Однако в научных работах отсутствуют исследования особенностей и влияния на нас информационных продуктов. Сегодня есть явное противоречие. С одной стороны, рост количества информации, с другой - ее качества. Необходимо задуматься об информационной диете и тех целях, которые мы преследуем при потреблении информационных продуктов [18] (Sekach, 2003). Каким должен быть состав информационных продуктов? Каким требованиям они должны отвечать? Каковы методы оценки качества информационных продуктов? И наконец, что есть информационный продукт? Для обеспечения гармоничного развития личности, отвечающей требованиям современного общества, необходимо дать ответы на вышестоящие вопросы. В мировой практике права потребителей защищаются национальным и международным законодательством. Однако все принципы защиты сфокусированы на материальных продуктах и никак не затрагивают информационные продукты или информационные составляющие материальных продуктов [11, 20] (Kulpin, Yudina). В отечественной практике на государственном уровне намечены пути совершенствования законодательства в сфере информационных продуктов, которые изложены в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 646 от 5 декабря 2016 г. Документ представляет собой систему официальных взглядов на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Соответственно, от научного сообщества требуется предоставить пути решения в части оценки особенностей информационных продуктов. Изложим наши предварительные взгляды на карту исследования в области оценки особенностей и качества информационного продукта с психологической точки зрения. В отличие от диетологии, здесь мы имеем дело с процессом получения информации человеком, что определенным образом влияет на его «психологическое тело». Под «психологическим телом» будем понимать так называемую трехгранную субъективную пирамиду личности с соответствующими гранями [3] (Agapov, 2001): - интеллектуальная составляющая; - чувственно-эмоциональная составляющая; - мотивационная составляющая. Для первой составляющей возможно определить совокупность понятий, которая усваивается потребителем в процессе информационного воздействия. Сам процесс усвоения можно разделить на две части: - усвоение новых понятий; - изменение, уточнение содержания ранее усвоенных понятий. В сознании человека присутствует набор базовых понятий, которые не требуют определений, впитываются «с молоком матери» и производные понятия, которые усваиваются в процессе жизненного опыта. В совокупности получается понятийное дерево человека, которым он оперирует. Определив базовые понятия, будет возможным судить о воздействии информационного продукта на потребителя [8] (Gvardeytsev, Kuznetsov, Rozenberg, 2016). Для изучения этого процесса как пример используются метод структуризации знаний и семантические сети (набор понятий и связей между ними) [19] (Fedorov, 2013). Вторая составляющая (чувственно-эмоциональная) лежит в основе всех переживаний человека. В разных источниках его трактуют по-разному: Я-концепция, чувство самоценности, образ себя и т. д. [16] (Perlz, 1993). Образ себя подпитывается извне различными эмоциями и чувствами, которые дает окружающий мир. А. Маслоу выразил эту необходимость в подпитке в виде иерархической системы потребностей человека. Она состоит из 5 уровней [14, 15] (Obolonskiy, Kozhevnikov , 2013). - потребность в самоактуализации; - потребность в уважении и самоуважении; - потребность в любви; - потребность в безопасности; - физиологические потребности. Каждый уровень удовлетворения находиться в динамике от дефицита до насыщения/удовлетворения потребности. Соответственно, освоение, получение объекта потребности ведет к положительной динамике удовлетворения. Простой в удовлетворении или же неудачная попытка ведет к отрицательной динамике [3] (Anisimov, 2016). Для нас оценка динамики может быть представлена в следующих категориях: страдание<- самоактуализация ->счастье страдание<- уважение ->счастье злость<- любовь -> радость страх<- безопасность ->радость. Мы можем проследить какой набор чувств в человеке вызывает тот или иной информационный объект и какие на основании этого формируются эмоции. Для этого используется психолингвистический метод диагностики текста [5, 15] (Belyanin, 2000; Osgud, 1964). Третья составляющая. То, к чему побуждает информационный продукт. Какую программу поведения в себе он несет (созидательную или деструктивную). В арсенале методов психологии имеется достаточное количество методов оценки мотивации [3, 4] (Anisimov, 2016; Belyh-Silaev, 2007). Вывод Данное направление исследования должно иметь продолжение в экономической, психологической и юридической плоскости. Дальнейшим направлением исследований в области оценки особенностей информационных продуктов должно стать поэтапное и более глубокое изучение влияния информации на «психологическое тело».
Список литературы

1. Абрамов Е.Г., Мельников О.Н. Феномен креативной экономики в бизнесе // Вопросы инновационной экономики, 2011. - № 1(1).

2. Агапов В.С. Сущностная характеристика Я-концепции: Учебно-методическое пособие. - Москва: МОСУ, 2001.

3. Анисимов О.С. Развитие психики: сущность и // Мир психологии, 2016. - № 1(85).

4. Белых-Силаев Д.В. Понятие, цели, задачи, средства и методы информационно-психологической операции (американский опыт) // Юридическая психология, 2007. 3.

5. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики / Модели мира в литературе. - М.: Тривола, 2000.

6. Большаков Б.Е., Кузнецов О.Л. П.Г. Кузнецов и проблема устойчивого развития Человечества в системе «природа - общество - человек // Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление, 2014. - № 2(23).

7. Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. - М.: Наука, 1988.

8. Гвардейцев М.И., Кузнецов П.Г., Розенберг В.Я. Математическое обеспечение управления. Меры развития общества. - СПб.: Специальная Литература, 2016.

9. Кузнецов П.Г. Россия XXI // Общественно-политический и научный журнал, 1993. - № 6.

10. Клочков А.К. KPI и мотивация персонала. / Полный сборник практических инструментов. - М.: Эксмо, 2010.

11. Кульпин С.В. Факторный анализ конкуренции информационных продуктов // Практический маркетинг, 2014. - № 7(209).

12. Мельников О.Н. За пределами ощущении // Креативная экономика, 2007. - № 9(9).

13. Оболонский Ю.В. Внутренний мир и внешний мир человека в системе психологической безопасности // Стратегии обеспечения психологической безопасности в условиях неопределенности: Материалы V Международного симпозиума. Научное руководство: Ю. П. Зинченко, А. И. Донцов, Е. Б. Перелыгина. Екатеринбург, 2014. - c. 125-128.

14. Оболонский Ю.В., Кожевников И.С. Конфликт как инструмент развития личности // Прикладная юридическая психология, 2013. - № 4.

15. Осгуд Ч. Семантический дифференциал // Американская антропология, 1964.

16. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. - Москва, 1993.

17. Розенберг В.Я. Знания - основа безопасности // Национальная безопасность и стратегическое планирование, 2015. - № 1(9).

18. Секач М.Ф. Психология здоровья: Учебное пособие для высшей школы. - М.: Академический проект, 2003.

19. Федоров Д.Ю. Применение структуризации знаний для обеспечения информационной безопасности личности // Национальная безопасность и стратегическое планирование, 2013. - № 2(2).

20. Юдина И.Г. Комплексный информационный продукт: характеристика и определение // Библиосфера, 2013.

Войти или Создать
* Забыли пароль?