CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЫВА ЭТНОСА
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлен краткий обзор и анализ научной литературы, посвященной выделению социально-психологической характеристики тувинцев как определенного этноса. В результате анализа выявлены схожие психологические черты тувинцев, характерные для флегматического типа темперамента.

Ключевые слова:
Тыва этнос, тувинцы, культ, культ матери, культ ребенка, культ родины, взаимопомощь
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение Каждый этнос претерпевает свой этап становления и преемственности передачи духовных ценностей, которые отражаются в трудовой деятельности. Первые описательные психологические характеристики тыва этноса были представлены в научных материалах, статьях и записях русских ученых-путешественников. Ученые в основном описывали уклад и жизнедеятельность в тяжелых климатических условиях тыва этноса, межличностные отношения между разными поколениями и их взаимодействие, фольклор. Жизнь по укладу Как известно, в жизнедеятельность семьи этноса тыва входили особый тип развития производственной деятельности (охотничий промысел, пастбищное скотоводство), соответствующий ему уклад (кочевой), родоплеменные отношения. В свою очередь, кочевой образ жизни влияет на мысли, восприятие действительности, поступки, поведение и быт образуют своеобразную модель, которая становится стержнем жизни и предопределяет весь уклад семьи, где быт, образ жизни и верования пребывают в подсознании каждого члена семьи. Семья этноса тыва на определенных этапах своего развития, наиболее адекватно выражала психологию внутригрупповых и межгрупповых взаимоотношений [5] (Tovuu, 2002). А. К. Кужугет отмечает, что в тувинском этикете поощрялись скромность, сдержанность в проявлении чувств. «Говоря о себе, о своем доме, жене, детях, тувинец употреблял выражения: «Мээн багай бажыным - Моя убогая юрта», даже если юрта была богатая, белая и было много угощений. О жене - «Мээн багай кадайым - Моя бедненькая жена». Слово «багай» (бедный, плохой) произносилось, когда говорилось о себе и о ближних родственниках [3] (Kuzhuget, 2006). А также важно заметить, что, тыва этнос, будучи малочисленным, смог сохранить свою самобытность, не раствориться в волнах этнических смешений, нашествий завоевателей, унаследовав богатейшие древние культуры скифского, гуннского, древнетюркского, уйгурского и кыргызского периодов. Отмечается, что такие свойства тыва этноса, как целостность, устойчивость и стабильность этнического состава обеспечивали длительность его существования и устойчивость этических норм и ценностей [5]. Итак, следует выделить основные особенности тувинского этикета: 1. Почтительность, которая выражалась в культе предков, к женщине-матери (культ матери). 2. Чадолюбие (культ ребенка). 3. Привязанность к родной земле (культ родины), которая отражалась в почитании родословных гор, источников. 4. Высокоразвитое чувство взаимопомощи: бескорыстие, скромность, мягкость, толерантность и т. д. [1] (Volkov, Salchak, Shaaly, 2009). О. Н. Товуу определяет условия бытия тыва этноса, влияющие на процесс формирования психологического облика его представителей и каждой семьи. Во-первых, влияние природно-географических факторов, т. е. проживание в условиях резко континентального климата сформировало такие психологические черты, как терпение, выносливость, практичность, рационализм, спокойствие и уравновешенность, а разнообразие географических и климатических зон обусловило деление этноса на ряд психологических типов: северный, западный, южный, горный и лесистый. Во-вторых, религия, существование шаманизма способствовало формированию у тувинцев бережного отношения к природе, терпимости ко всему живому, оказывало психотерапевтическую помощь и поддержку человеку, членам его семьи, в целом этносу, а буддизм удовлетворяет запросы. В-третьих, миграционные процессы, социальные, экономические и политические изменения в республике повлияли на организационный переход аратов, т. е. кочевников, на оседлый образ жизни. В-четвертых, образование, придание равноправного положения в обществе женщинам наравне с мужчинами [5]. А. К. Кужугет изучила, что тувинцы, как и их предки, древние тюрки, обожествляли природу, одушевляли ее объекты, создавали свою систему взаимоотношений с ней. Таким образом, тувинцы выработали четкие правила - принципы экологического сознания и поведения, связанные с мифологией и религией. В мифологическом понимании есть духи, добрые и злые. К разряду добрых духов относились хозяева местности: тайги, горы, воды, огня, дерева и т. д., всего, что видел человек. Наиболее могущественными духами тувинцы, как и древние тюрки, считали духов воды и огня. Хозяин местности - дух, которого относили к добрым, однако, если не проводить обряды тагылга (освящение местности) с жертвоприношениями, хозяин местности мог нанести вред человеку. Злые духи - это тема, практически не исследованная в настоящее время. Неизвестны их сферы влияния, их внешний вид, взаимоотношения с человеком, причины появления, а также место и роль в традиционном мировоззрении тувинцев - достаточно совершенной системе, исключающей все лишнее и незначительное. Единственным существом, способным обезвредить злых духов, является шаман, совершающий специальное камлание. Религиозно-мифологические представления являлись единственной возможностью осмыслить бытие, объяснить непостижимые для человеческого разума явления природы: появление грома и молнии, засухи и наводнений, затмений солнца и луны… [3]. М. В. Назын-оол считает, что под влиянием суровых природно-климатических условий и древних верований у тувинцев присутствует две формы восприятия мира - реальное и космическое. И это отражается в первую очередь на поведении: поэтому, молчаливую сосредоточенность тувинца можно принять за медлительность, более того - леность, но это не так. Спокойствие, медлительность проистекает из второй формы видения мира: вечное, беспредельное нельзя мыслить в беспокойной суетности. Оно требует самоуглубления, рефлексирования, поэтому для тувинца уединение является способом самопознания, формой слияния внутреннего мира с беспредельным [4]. Культ матери (богини) В культе матери выражен весь социальный опыт воспитания, любви, мудрости, и понимания морально-нравственных качеств. Эти ценности являются главным условием воспитания нравственно полноценного человека. И есть такая пословица: кто обидел свою мать, тот не найдет места, где жить. Этикет предписывает исключительно бережное отношение к матери, сестре, дочери. Потому что женщина - хранительница семейного очага, опора мужа, мать своих детей [1]. Культ ребенка. Для тувинцев дети - самое ценное из того, что у них есть, и в сказке в соответствии с этим тоже всегда подчеркивается, что ребенок - это лучшее, что может пожелать себе человек, и нет ничего необычного в том, чтобы усыновить ребенка «… ибо бездетность и одиночество - большое несчастье в старости даже по экономическим причинам, так как еще и до сегодняшнего дня само собой разумеется, что родители в старости живут у одного из своих детей, который содержит их и заботится о них, а ему помогают и все другие братья и сестры» [3]. В. П. Дьяконова утверждает, что у народа тыва, когда ребенок впервые брал грудь матери - это было свидетельством «работы» его ума, мысли; узнавание матери связывалось с осознанием внешнего мира, первый смех как проявление «поведения»; когда ребенок начинал играть - это расценивалось как появление у него «ума, труда и знаний» [4]. Народными мыслителями подчеркивалась роль нравственности родителей, влияние врожденных задатков ребенка не только на его физическое развитие, но и на становление черт характера, на формирование личности. Например, говоря о том, что «человеком становятся с детства, а конем - с жеребенка», тувинцы большое место в воспитании отводили природе ребенка, его унаследованным задаткам. Выделенные факторы были закреплены в сознании народа и служили критерием оценки нравственных черт личности как отдельного человека, так и членов целой семьи, рода или племени: достаточно было узнать имена, фамилии родителей, родственников молодого человека, чтобы о нем создалось определенное, вполне реальное мнение. Часто капризный, беспокойный характер ребенка объяснялся крутым, трудным нравом родителей, предков, даже бабки-повитухи и наоборот [1]. Культ взаимопомощи По тувинскому обычаю существовали различные формы взаимопомощи. Так, например, если была семья многодетная и бедная, то один из богатых аратов по своей инициативе отдавал этой семье дойную корову в порядке безвозмездного пользования [2] (Kenin-Lopsan, 2006). Выводы Таким образом, существование данных культов в жизни тыва этноса определяет его социально-психологические черты и отражает неразрывную взаимосвязь тувинцев с окружающей средой. Русскими учеными были выделены такие психологические характеристики тувинцев, как терпимость, сплоченность, неприхотливость, самостоятельность, настойчивость, независимость и способность переносить лишения, гостеприимность, чуткость, уважение к старшим и младшим, уважение достоинства и чести других людей и др. В настоящее время проведено огромное количество исследований по изучению социально-психологических характеристик тувинского народа. К примеру, работа Е. Н. Резникова и О. Н. Товуу представляет, что у народа тыва сохранились устойчивые родовые и семейные отношения, выражение духовной связи прослеживается в стремлении совместно отмечать национальные праздники; тывалары, по оценкам других народов, обладают некоторой закрытостью и замкнутостью для других, типичными чертами характера тыва этноса являются гостеприимство, терпимость к поведению людей своей национальности, уважение к старшим, доброжелательность, честолюбие, жизнерадостность, вежливость, красноречие. Отношения супругов тыва этноса характеризуются как уважительные, чуткие и равноправные; отношения родителей к детям и детей к родителям заботливые, уважительные и чуткие; отношения между соседями среди народа тыва по авто - и гетеростереотипам совпадают и традиционно высоки (гостеприимство, взаимопомощь и сдержанность); в общественных местах, например, в магазинах, выражают благодарность после покупки, выбор и осмотр товара осуществляются в течение длительного времени, отказываясь от покупки, всегда мотивируют свой отказ, торгуются очень мало; в сложных ситуациях рассчитывают на себя и семью; по оценкам представителей других народов, тывалары часто обходятся без прогнозирования и планирования; темперамент народа тыва близок к флегматичному [5]. М. В. Назын-оол выявила, что существуют характерные черты для тувинских учеников: выраженная скромность, эмоциональная сдержанность, сдержанность в общении, терпеливость, кротость, коллективизм, послушание, уважительное отношение к мнению старших и взрослых. К примеру, ученики в сельских национальных школах, выполнив домашнее задание, не станут наперебой поднимать руки, если их спросят «Кто будет отвечать?», так как данное поведение не будет одобрено коллективом класса и расценено как стремление выделиться, «показать себя». Для учащихся более привычно и естественно, когда учитель сам вызывает ученика для ответа. Часто такой «пассивный» стиль поведения на занятиях сохраняется вплоть до окончания школы и может наблюдаться у студентов Тувинского государственного университета. Не зная тонкостей тувинского этикета, поведение учащихся можно расценить как пассивное или ошибочно решить, что они не подготовлены к уроку, не обладают соответствующими знаниями [4]. В работе Л. М. Ондар рассмотрена взаимосвязь структурных компонентов национального самосознания личности тувинских подростков-семиклассников, обучающихся в обычных и национально ориентированных школах, показано, что у последних выявлена большая осознанность образа этнического «Я» и положительное эмоциональное отношение к нему. Отмечено, что обучение в национальной школе с углубленным изучением народной культуры, обычаев и традиций, способствует развитию этнически толерантной личности, полноценно ориентирующейся в поликультурном мире. Можно сказать, что в целом социально-психологические черты тувинцев как этноса основаны именно на почитании культов предков. БЛАГОДАРНОСТИ:
Список литературы

1. Волков Г.Н., Салчак К.Б., Шаалы А.С. Этнопедагогика тувинского народа. - Кызыл: Билиг, 2009.

2. Кенин-Лопсан М.Б. Традиционная этическая культура тувинцев. - 2006.

3. Кужугет А.К. Духовная культура тувинцев: структура и трансформация. - Кемерово: КемГУКИ, 2006.

4. Социально-психологические исследования: этнос тыва на рубеже веков (XX - XXI вв.) / Под редакцией Н.О. Товуу. - Кызыл: Издательство ТывГУ, 2009.

5. Товуу Н.О. Этнопсихологические характеристики народа тыва: теории и практики. - М.: ПЕР СЭ, 2002.

Войти или Создать
* Забыли пароль?