МОТИВАЦИОННЫЕ ОРИЕНТИРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ-ФИНАНСИСТОВ НА ПРИМЕРЕ ЗАНЯТИЙ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной работе автор рассматривает и вырабатывает рекомендации по повышению эффективности воздействия мотивационных факторов на сознание студентов-финансистов. Для чего автором был проведен анализ особенностей отношения студентов финансовой сферы к здоровому образу жизни, анализ возможностей и желания заниматься физической культурой, а так же выделены приоритетных элементов влияющих на мотивацию обращения к ЗОЖ. Основное внимание уделяется попытке сформировать основные мотивационные ориентиры, привлекающие студентов к занятиям легкой атлетикой.

Ключевые слова:
здоровый образ жизни, физическая культура, мотивационные ориентиры, легкая атлетика
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

На сегодняшний день было много сказано о компьютеризации, технизации человечества, о том, что 90 % нашего времени и внимания занимает именно работа за компьютерами[1]; отдых ассоциируется с просмотром ТВ-программ, кинофильмов, онлайн или оффлайн играми. Именно поэтому проблема привлечения людей к активному образу жизни невероятно актуальна. Тенденции удаления от активной физической деятельности в первую очередь подвержена такая группа как студенты и именно ей автор уделяет особое внимание. Данная группа - студенты - характеризуется такими показателями как подверженность наибольшему негативному влиянию, как со стороны внешней среды, так и внутренней. Например, постоянная нехватка времени ввиду загруженности в процессе учебной деятельности, зачастую совмещаемой со многими иными (социальной, культурной и др.), приводит к недосыпам, отсутствию нормального режима питания и проч. Вкупе к вышеперечисленному добавляется эмоциональная и психическая напряжённость. Кроме того, следует обратить внимание и на то, что студенты-финансисты имеют ряд особенностей, не позволяющих рассматривать их в купе с остальными группами студенческой общности и проводить одинаковую политику привлечения их к занятиям физической культурой[2]. Во-первых, студент-финансист - это будущий управленец; с первых дней студенчества на нем лежит ответственность за будущие решения, которые будут так или иначе влиять на экономику страны, которая, как нам известно, является тем инструментом, что ответственен за то, что мы едим, во что одеваемся, и в каких домах мы живем. Во-вторых, членам данной группы необходимо совмещать множество видов деятельности, анализировать и разбираться в информации совершенно разной направленности (например, чтобы быть хорошим экономистом необходимо не только понимать особенности функционирования компании в частности, и рынка в целом; но также и быть в курсе социальной, политической обстановки в странах, понимать особенности менталитета различных народностей). В-третьих, к числу функций студентов финансистов относятся не только приобретение знаний и умений в области избранной профессии, но и развитие навыков самостоятельной творческой деятельности, ведение активной научной жизни. Исходя из вышеперечисленного, автор выделяет основные критерии, которые будут привлекательны для студентов-финансистов при выборе направления занятий физической культурой: легкодоступность, низкая временная затратность, эффективность и возможность заниматься данным видом спорта, не прибегая к использованию специализированного оборудования. Всем выделенным критериям наиболее соответствует легкая атлетика. Она заключает в себе множество видов активной деятельности, оказывает воздействие на все группы мышц, полностью оправдывая свое положение как комплексного вида спорта, и является наиболее оптимальным средством для развития физической формы студентов, как людей, ведущих активный образ жизни и уделяющих свое внимание широкому спектру направлений, о которых говорилось ранее[3]. Таким образом, предметом и темой исследования выступают мотивационные ориентиры в привлечении студентов-финансистов к здоровому образу жизни на примере занятий легкой атлетикой. Целью исследования является рассмотрение и выработка рекомендаций по повышению эффективности воздействия мотивационных факторов на сознание студентов-финансистов. Для этого проводится анализ особенностей отношения студентов финансовой сферы к здоровому образу жизни (ЗОЖ); анализ возможностей и желания заниматься физической культурой, а также выделение приоритетных элементов, влияющих на мотивацию обращения к ЗОЖ. Кроме того, автор приводит попытку сформировать основные мотивационные ориентиры, привлекающие студентов к занятиям легкой атлетикой. Первоначально, приступая к исследованию, автор считает необходимым дать классификацию студентов-финансистов, исходя из которой, и будет вырабатываться необходимая методика. На авторский взгляд всех студентов можно разделить на 3 группы. • Гиперактивисты. Познавательные интересы выходят за пределы знаний, очерченных учебным планом и программами дисциплин • Шагающие за целью. Четкая ориентация на узкую специализацию • Плывущие по течению. Познавательная активность направлена на усвоение знаний только в рамках учебной программы У каждой группы свои особенности, и последние две даже не подумают целенаправленно заниматься ЗОЖ и физической культурой[4], а первые в ворохе забот могут и забыть о «себе любимом». Можно долго говорить о том, что для каждого нужен свой подход, автор же считает, что он должен быть единым, но комплексным, что будет уточнено далее. Что бы понять, что собой представляют студенты Финансового университета, автором был проведён опрос. В выборку попали 170 студентов разных направлений, разного возраста и пола. Первый вопрос, на который автор искал ответ «Как студенты относятся к здоровому образу жизни и физической культуре?» На вопрос одно и то же ли для вас ЗОЖ и физическая культура мнения разделились: 58 % согласных против 42 % отрицающих правильность предположения (Рис. 1.). Рис. 1. Тождественность понятий физическая культура и ЗОЖ Следует заметить, что в категорию «отрицающих» вошли те, кто раньше занимался профессиональным спортом или те, кто имеет определенные проблемы со здоровьем. На Рис. 2 студенты более подробно объясняют, почему именно ими был выбран тот или иной ответ. Рис. 2. Отношение студентов к ЗОЖ и физической культуре Итак, определив необходимость спорта в жизни студента, автор выяснил практическое применение данных принципов среди группы исследуемых. Выясняется, что 22 человека совсем не занимаются и не имеют на это времени, а вот большая часть способна уделить время 2-3 раза в неделю, но делает это далеко не всегда (Рис. 3.). Как быть в таком случае? Рис. 3. Временные возможности студентов Выясним, что же препятствует студентам (Рис. 4.). И что же мы видим? Занятость, занятость, и снова нехватка времени! Что это? Неумение распределять свое время? Драконовские правила вуза, что не позволяют заботиться о себе? Или же простое нежелание самого студента позаботится об этом? Рис. 4. Препятствия, мешающие студентам заниматься спортом Идем дальше и совершаем подход с другой стороны. Что же побуждает заниматься? И здесь снова спорный момент: лидируют беспокойство о своем здоровье и обязательность. И в то же время эти же студенты стремятся улучшить свою фигуру. И снова мы видим цели, не подкрепленные действием; достойные желания, но недостаточно мотивирующие. Рис. 5. Мотивация и ожидаемые результаты студентов Основными критериями при выборе направлений спортивной, физической деятельности студента, кроме личных предпочтений служат такие критерии как финансовые возможности, удаленность от дома, и время. При чем соревновательный эффект студентов волнует мало, т.к. они предпочитают заниматься для себя, и развиваться не зависимо от остальных (Рис. 6, Рис.7.). Рис. 6. Мотивационные факторы И именно легкая атлетика способна удовлетворить все эти предпочтения. Она не требует дополнительных затрат (забудьте о дорогостоящих тренажерах); занимаясь легкой атлетикой, вам не придется объезжать город в поисках бассейна, как если вы мечтаете стать профессиональным пловцом; занятиям легкой атлетикой не препятствуют проблемы со здоровьем, не зря ее используют как средство восстановления реабилитации организма. Лёгкая атлетика один из видов спорта, который требует усилий и приносит хороший эффект от занятий. Это универсальное средство укрепления здоровья, улучшения функционирования основных систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других. И вот здесь встает вопрос «Как можно мотивировать студентов заниматься лёгкой атлетикой?» На сегодняшний день разработано множество мотивирующих методов, однако ни один из них не дал масштабного результата. Исходя из этого и маркетинговой практики, автор предлагает иное решение, а именно - Продать! Рис. 7. Влияние соревновательного элемента Продать не занятия, учебники, тренинги. Идею. Нужно продать идею о том, что человек должен заниматься спортом. Пока студент не захочет, он не сделает. Все мы знаем, как полезны занятия. И порой, и порой мы думаем, «Я набрал лишний вес, нужно срочно от него избавиться. С завтрашнего дня я иду в спортзал». Но наступает завтра и все начинается по кругу, дом, учёба, работа, семья и никакого спорта. Как продать идею? Легко. Первое что влияет на сознание человека - мода. Необходимо сделать физическую культуру модной. Пусть сегодня опрашиваемые ответили, что на них это не влияет, однако этот очередной показатель того, что сегодня спорт - это не модно. Безусловно в фильмах, социальных сетях, масс медиа активно пропагандируется здоровый образ жизни, однако практический результат либо пропадает или имеет кратковременный результат, либо превращается в популярный сейчас «культ тела», восхваляющий красивую внешность, но обходящий здоровый образ жизни. Именно мода первая толкнет заниматься, заставлять студента бесполезно, он истинно из чувства противоречия сделает с точностью до наоборот. Следующий необходимый этап - это задать Цель. Иначе говоря, дайте людям цель, заставьте их поверить в неё, и человек будет готов пересилить себя, чтобы добиться ее. Мотивационные цели могут быть разными. Это могут быть оздоровительные мотивы, эстетические мотивы (помним, что половина опрошенных мечтает о идеальной фигуре), профессионально-ориентированные мотивы, коммуникативные мотивы (всегда приятно поговорить с человеком в непринужденной обстановке), познавательно-развивающие мотивы (здесь изучаем себя и свои возможности), превзойти самого себя наконец[5] Ученые помимо указанных насчитали еще 7 групп мотивов самого разного направления[6]. Однако давая цель, не забываем показать и разумность. Ведь все мы хотим всего и сразу, но за одно занятие идеальную фигуру не получить, нужна упорная работа, а перестаравшись, можно только навредить себе. Далее, и сразу два фактора. Постоянность, но не навязчивость. Воздействие на сознание должно быть постоянным, но не раздражать, как например реклама в интернете, когда ее присутствие настолько приедается, что наиболее вероятной реакцией становиться «придя в магазин ни, а что не куплю то, что рекламируется!» В результате стремимся выработать привычку. Это то, благодаря чему человек всегда самостоятельно будет автоматически заботиться о себе. И последнее - самосознательность. На этом замыкается круг. И именно на этом этапе можно считать нашу цель достигнутой. Таким образом, результаты проведённого анализа показали необходимость выделения студентов-финансистов в отдельную категорию при определении наиболее эффективных мотивационных ориентиров, поскольку студент-финансист - это будущий управленец, начинающий осознавать степень своей социальной ответственности; студент, задействованный не только в основной деятельности - учебе, но так же и в научной, творческой и социальной сферах и проч. Анализ показал, что одними из важнейших критериев при занятиях спортом для студентов финансистов являются возможность занятий без специализированного оборудования, способность заниматься «без отрыва от производства», и т.д.
Список литературы

1. Винославська А.В., Бреусенко-Кузнецов О.А., Зливков В.Л. Психология. Возрастные особенности студентов // Учебное пособие / К.: Фирма "ИНКОС", 2015. - 351 c.

2. Кравченко С. Что угрожает студентам в интернете? / (Беседовал Николай Винник) / http://old.mgimo.ru/news/experts/ document234651.phtml (дата обращения 21.11.2015г.)

3. Легкая атлетика // Медицина и спорт - [электронный ресурс] - URL: http://www.healdisease.ru/htn-648.html (дата обращения 18.11.2015г.)

4. Масалова О.Ю. Ценностные ориентиры в формировании физической культуры студента в высшей школе / Сибирский педагогический журнал - № 3 / 2012

5. Малозёмов О. Ю. Аспекты генезиса понятия «Здоровый образ жизни» // Стратегия формирования здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта: опыт, перспективы развития. /Часть 1. Тюмень: «Вектор Бук», 2013. - 280 c.

6. Новикова И. А., Шурухина Г. А. Системно-функциональный анализ индивидуально-типических особенностей инициативности старшеклассников и студентов / Вестник башкирского университета - № 1 / том 16 / 2011.

Войти или Создать
* Забыли пароль?