СОЗДАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Современное информационное пространство, включающее в себя средства массовой коммуникации и информации, которые постоянно развиваются благодаря стремительному развитию технологий, способно оказывать более мощное, чем когда-либо, воздействие как на физическое и психическое благополучие и развитие каждого отдельного ребенка, так и на формирование социальных установок современного поколения детей и подростков в целом. Перед государством и профессиональными сообществами (психологами, педагогами, педиатрами, юристами, представителями медиа и т.д.) встает задача разработки эффективной системы мер, которая позволила бы обеспечить информационную безопасность, а также использовать средства массовой коммуникации и информации в целях формирования гармоничной личности ребенка, развития позитивных установок сознания и продуктивного поведения у подрастающего поколения.

Ключевые слова:
безопасность, безопасная информационная среда, здоровый образ жизни, позитивное мышление
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

В Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 761 от 01.06.2012 г., отмечается, что «…низкий уровень этического, гражданско-патриотического, культурно-эстетического развития различных категорий детей приводит к возникновению в подростковой среде межэтнической и межконфессиональной напряженности, ксенофобии, к дискриминационному поведению детей и подростков, агрессивности, травле сверстников и другим асоциальным проявлениям, что свидетельствует о недостаточной социализации детей и молодежи, и представляет собой важное направление формирования личности и ее адаптации к жизни в обществе». Безопасность - это такое явление, без которого не могут нормально развиваться ни личность, ни социальная организация, ни общество. Безопасность и комфортность предполагает создание системы психолого- педагогического сопровождения детей, предоставление им качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи; профилактику агрессии и жестокости, урегулирование конфликтов; специальную работу с педагогами по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Безопасная информационная среда может позволить полноценно удовлетворить потребности развития, социализации и культурной идентификации детей и молодежи, а также оказать противодействие агрессивной и негативной информации. Проблема обеспечения информационной безопасности подрастающего поколения в медиа-среде становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей Интернет-ресурсами. В результате того, что практически во всех школах Российской Федерации есть выход в сеть Интернет, пользовательская активность школьников резко возросла. По данным Центра безопасного Интернета в России 10 миллионов детей в возрасте до 14 лет активно пользуются сетью Интернет, а это практически 20 % интернет-аудитории нашей страны. Значительная часть детской аудитории путешествует в сети Интернет самостоятельно уже в начальной школе. И, если в младшем возрасте дети выходят в медиа-пространство совместно с родителями, то к 14 годам совместное пользование сетью сохраняется лишь для 5 % подростков. Пугает то, что большая часть подростков просматривает сайты с нежелательным и дуструктивным содержимым. На позитивное мышление детей нужно настраивать практически с детского сада. С 2001 года Министерство образования и науки Российской Федерации содействовало разработке различных информационных ресурсов и их методического наполнения. На портале «Нет зависимости!» размещалась полезная информация, тесты, рекомендации. Однако, при отсутствии финансирования, он прекратил развиваться. Информационный портал «Нет наркотикам!» больше ориентирован на специалистов, занимающихся профилактикой наркомании. Основная масса социальных роликов, социальной рекламы, в том числе размещенная в сети Интернет, направлена на запугивание и показ ужасов последствий потребления наркотических веществ. В силу своей психики дети страшилок не боятся - для них это «прикольно», и они продолжают заниматься своим пагубным делом. Слоганы на плакатах и в рекламной продукции используются замечательные - «Нет наркотикам!», однако они размещены на фоне зачеркнутого листика конопли. И этот знак фактически вошел в молодежную субкультуру. В сети Интернет можно найти украшения и аксессуары в форме листочка конопли - сережки, брелоки - все открыто, дозволено. Антиреклама наркотиков фактически служит их скрытой рекламе. Формирование здорового образа жизни подрастающего поколения должно сопровождаться позитивной пропагандой через возможности информационной среды, которая должна включать в себя комплекс мер: - создание бренда, моды на здоровый образ жизни с размещением в центральных СМИ социально значимой рекламы по пропаганде здорового образа жизни; - мониторинг Интернет-ресурсов на предмет рекламы и антирекламы наркотических средств и психоактивных веществ, а также мониторинг деятельности некоммерческих организаций, занимающихся несовершеннолетними с девиантным поведением; - популяризацию волонтерского социально-значимого движения, организацию и проведение тематических летних лагерей для детей и молодежи, проведение ежегодного Фестиваля здорового образа жизни; - разработку целевого интернет-портала для детей и молодежи. Мы не можем детям запретить заходить в сеть Интернет, для них запретный плод сладок, они начинают искать варианты обойти запрет. Создание тематического Интернет-портала для детей и молодежи - пространства, где они могут ощущать себя в безопасности, без размещения негативной информации позволит реализовать механизм интериоризации - процесса усвоения личностью норм и ценностей общества, который выступает в качестве важнейшего принципа формирования основных социальных механизмов сознания ребенка, складывающихся в ходе диалога, общения и совместной деятельности со сверстниками и взрослыми (родителями, педагогами). Поэтому в безопасное информационное пространство необходимо привлекать детей через педагогов, родителей, волонтеров. Средства безопасной информационной среды должны выполнять важную роль в обеспечении информационной и психологической безопасности как отдельной личности, так и общества в целом, а также позволять осуществлять взаимодействие в форме диалога, способного оказать влияние на распространение в обществе идей само- и взаимоуважения, культуры достоинства (А.Г. Асмолов), основ здорового образа жизни, а не сеять вражду, ненависть и агрессию. Распространение в современном обществе информационных технологий, базирующихся на виртуальной реальности, а также электронных сетевых технологий (интернет-сообщества, блоги, форумы и т.п.) позволят трансформировать и использовать традиционные механизмы регуляции поведения и развития личности, таких как различные символы, знаки, стимул-средства. Необходимо изучать возможности использования новых технологий в формировании бренда на здоровый образ жизни с использованием знаковых систем, определяющих творческое развитие ребенка, формирование гармоничной и образованной личности, а также для разработки эффективных мер по противодействию распространения деструктивных идей вражды, экстремизма, насилия, агрессии. Таким образом, для обеспечения безопасности информационной среды для детей и подростков необходимо принимать следующие меры: - совершенствование законодательства и разработка нормативно-правовых документов по защите детей от распространения информации, причиняющей вред их здоровью и развитию; - мониторинг контента и информации, несовместимых с задачами гражданского становления детей, а также разработка и внедрение инновационных средств фильтрации, аппаратно-программных и технико-технологических устройств для предотвращения распространения деструктивной информации; - формирование у несовершеннолетних навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде через обучение их способам защиты от вредной информации; - просвещение родителей (законных представителей) о возможностях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию; необходимо понимание о невозможности достижения каких-либо результатов в обеспечении информационной безопасности детей без привлечения их родителей - обучение педагогических работников мерам профилактики информационной безопасности, безопасного поведения в сети Интернет; - разработка и внедрение для педагогов-психологов спецкурсов по психолого-педагогическому сопровождению процесса информатизации образования, преодолению последствий негативного влияния средств информационных технологий на личность ребенка.
Список литературы

1. Материалы Интернет-портала http://www.saferunet.org/

2. Семикин Г.И. Создание здоровьесберегающей среды вуза (опыт МГТУ им. Н.Э. Баумана). - Гуманитарный вестник. 2012. № 2 (2). С. 11.

3. Семикин Г.И., Мысина Г.А. Проблемы, понимание, понятия и профилактика жестокого обращения с детьми. - Гуманитарный вестник. 2013. № 12 (14). С. 3.

4. Семикин Г.И., Мысина Г.А. Формирование безопасной образовательной среды в МГТУ им. Н.Э. Баумана. - Живая психология. 2014. № 4(4). С. 33-42

Войти или Создать
* Забыли пароль?