Текст (PDF):
Читать
Скачать
Среди многообразия проблем высшей школы в настоящее время особо остро стоит вопрос, связанный с трудностями первого года обучения в вузе. Одни студенты легко приспосабливаются к новым требованиям, другие, напротив, испытывают множество трудностей на первом году обучения. Одним из сложных моментов является переход выпускника из школы в вуз. В этот момент происходит перестройка привычных стереотипов не только мировосприятия, но и поведения, мышления, деятельности как таковой. Оказавшись в кризисной ситуации, первокурсник начинает осознавать проблемы, которые у него возникают: одиночество, вызванное новой для него вузовской средой, страхи перед неизвестностью, большой объем знаний. Новая вузовская среда выступает, как вызов молодому человеку взять ответственность за свою жизнь, самоопределиться не только профессионально, но и жизненно. Это достаточно сложно для первокурсников, не готовых к принятию своей новой роли-студента, и результатом этого становятся переживания, которые он воспринимает очень болезненно. Поэтому первокурсники выстраивают всевозможные психологические защиты: грубость, высокомерие или, наоборот, робость, боязнь быть непонятым. Адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный процесс, который требует вовлечения психологических, социальных и биологических резервов первокурсника. Многочисленными исследованиями установлено, что успешность обучения зависит от возможностей студента как можно быстрее и легче адаптироваться в вузе. В связи с переходом России на многоуровневую систему образования, претерпевают изменения и стандарты обучения. Сокращаются часы аудиторной нагрузки, увеличивается самостоятельная работа студентов. Обучение студентов, по направлению бакалавриата, стало на год меньше. Всё вышеперечисленное влияет на процесс адаптации. Переход от школы к высшему учебному заведению требует целенаправленной организации социально-психологической адаптации студентов к новым условиям. В ВУЗе студенты сталкиваются с рядом проблем, разрешение которых без должной организации и управления со стороны преподавателя-психолога может привести к стрессам, неуспеваемости и значительному ухудшению здоровья. Среди наиболее часто встречающихся причин, влияющих на адаптацию студентов - первокурсников: новые условия учебы, недостаточность школьных знаний, трудности вхождения в новый учебный коллектив, неумение самостоятельно работать. Все это говорит о необходимости специальных мер, направленных на адаптацию первокурсников к обучению в вузе. Специалисты выделяют три аспекта адаптации: профессиональный, психофизиологический и социально-психологический. Профессиональный аспект заключается в овладении умениями и навыками рациональной организации учебной деятельности, развитии некоторых личностных качеств первокурсников, которые требует обучение: целеустремлённость, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, внимательность. Психофизиологический аспект связан с привыканием к условиям и режиму обучения. Вместо традиционных школьных форм обучения, в университете студент сталкивается с лекциями, семинарами, лабораторными и практическими работами. Интенсивность и напряжённость учёбы в вузе значительно выше, чем в школе: увеличивается длительность учебных занятий по времени, появляются новые требования в подготовке к учебе. Объективным показателем динамики этого процесса является степень утомляемости студента, субъективным показателем - оценка самого студента своего самочувствия, условий обучения, его сложности. Социально-психологический аспект адаптации связан с включением первокурсника в систему взаимоотношений студенческого коллектива, овладением традициями и социальными установками. Результатом усвоения является появление чувства общности, легкость вступления в межличностные контакты, нахождение своего места в иерархии отношений. На кафедре «Здоровьесберагающие технологии и адаптивная физическая культура» (далее «АФК») МГТУ им. Н.Э. Баумана в 2012 году был создан Центр здоровья и психологической помощи студентам (далее Центр). Основные цели работы Центра направлены на создание благоприятных психолого-педагогических условий обучения в вузе; укрепление психического и физического здоровья студентов; помощь в развитии личностного потенциала студентов, оказание психологической поддержки в затруднительных личных ситуациях. Так же одним из приоритетных направлений в работе Центра является деятельность по оказанию психологической помощи и поддержки первокурсников в эффективной адаптации к жизни и учебе в вузе. Важнейшим требованием к высшим учебным заведениям является направленность образования на развитие личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В связи с этим требованием в МГТУ им. Н.Э. Баумана на передний план выходит проблема учебной адаптации студентов, одной из разновидностей социальной адаптации. От успешности учебной адаптации студентов первого курса, во многом зависят эффективность обучения и личностное развитие будущего специалиста. [3] На базе Центра здоровья и психологической поддержки студентов было проведено исследование среди студентов первого курса. В исследовании приняли участие 130 человек. Целью нашего исследования было изучение проблем, с которыми сталкиваются первокурсники в процессе обучения, а также нахождение продуктивных путей их решения. Задачи исследования: 1.Определить круг проблем, возникающие у первокурсников в период адаптации в вузе. 2. Разработать эффективные способы решения проблем адаптации первокурсников в МГТУ им. Н.Э. Баумана. В результате исследования выявлены основные проблемы, которые затрудняют студентам процесс адаптации к новым условиям и требованиям. Специалистами Центра разработаны рекомендации по адаптации первокурсников: 1. Трудности в усвоении программы. Иллюзии некоторых первокурсников о том, что достаточно лишь заниматься и готовиться к семинарам оказываются ложными и наивными. Часто такие представления приводят к фрустрации и разочарованию: занятия оказываются не столь интересными, подготовка к занятиям - слишком рутинной, а студенческая жизнь - не такой радостной и светлой, как казалось раньше. В этот момент и начинается адаптационный процесс, целью которого является нахождение новых личностных смыслов в учебном процессе. Для решения данной проблемы предлагаются следующие способы решения: · своевременное выполнение учебного плана; · умение определять приоритетные задачи и решать их в первую очередь; · основной акцент делать на непонятные и сложные предметы; · не стесняться обращаться за помощью к сокурсникам и преподавателям; · каждую неделю хотя бы по полчаса уделять повторению пройдённого материала по всем предметам. 2. Сложности в адаптации к новой среде общения. Для решения этой проблемы предлагаются следующие способы решения: · активно реализовать себя в различных формах деятельности, предусмотренных в ВУЗе (волонтерское движение, студенческий профком и т.п.); · найти общие интересы с сокурсниками и соседями по общежитию; · не стесняться подходить знакомится первым; · создать группу в социальных сетях, где можно начать общаться первое время, а затем перевести общение из виртуального мира в реальный мир. 3. Проблемы с организацией своего времени. Для решения этих проблем были предложены следующие способы решения: · вести ежедневник, в котором подробно планировать каждый день; · выполнять домашние задания сразу, не откладывая на потом; · принять участие в тренинге по тайм-менеджменту; · заранее планировать свое свободное время; · фиксировать время нахождения в социальных сетях. Таким образом, рассматривая полученные результаты исследования, можно предположить, что одним из возможных путей успешности адаптационного процесса является формирование отношения и обучение навыкам самоорганизации студентов-первокурсников к учебно-познавательной деятельности. [4] Процесс обучения даже на самом высоком уровне его организации не может обеспечить в должной мере адаптацию студентов к специфическим условиям ВУЗа. В связи с этим можно говорить о совокупности факторов, которые обеспечивают адаптационный процесс: · организация учебной деятельности первокурсников; · эффективность деятельности кураторов групп; · участие в процессе адаптации первокурсников органов студенческого самоуправления; · наличие психологического сопровождения первокурсников в период адаптации; · вовлечение студентов-первокурсников во внеучебную деятельность (научная и спортивная работа, художественное творчество, волонтерское и др. движения). Эффективная адаптация первокурсников к жизни и учебе в вузе является залогом дальнейшего успешного обучения и сохранения здоровья студента. То, насколько успешно студенты справляются с возникающими трудностями, зависит от социальной зрелости личности студента. Под социальной зрелостью понимаем сформированную систему целей и ценностей, развитие эмоционально - волевой саморегуляции, сформированные навыки планирования и контроля собственной деятельности, социально-коммуникативные навыки. [2] В Центре здоровья и психологической помощи студентам, применяются различные формы работы, которые направлены на совершенствование механизмов адаптации: 1. Психодиагностическое обследование студентов первого курса. 2. Индивидуальные психологические консультации для студентов, испытывающих трудности в процессе адаптации. 3. Групповые психологические консультации с использованием социально-психологического тренинга, направленного на развитие навыков общения и повышения сплоченности студенческой группы. 4. Социометрическое исследование структуры студенческих групп для выявления неформальных лидеров и отвергаемых членов группы. 5. Моделирование экзаменационных ситуаций и аутогенная тренировка для студентов с низким уровнем эмоционально-волевой регуляции. Психодиагностическое обследование специалисты - психологи проводят на современном аппаратно-программном психодиагностическом комплексе «Мультипсихометр», с использованием тестовых методик, которые позволяют провести всестороннее исследование личности студента. Исходя из полученных результатов психологического исследования, с помощью которого выявляются особенности психического здоровья и индивидуальные свойства личности, преподаватель планирует индивидуально-коррекционную работу со студентом. Кроме того, с помощью данных тестов выявляются трудности, появляющиеся на первом году обучения и снижающие активность и успеваемость студентов. По результатам диагностики разрабатываются рекомендации по изменению условий обучения, и составляется план индивидуального подхода и социально-психологической помощи студентам. Организуются психологические тренинги, проводится консультативная и коррекционная работа со студентами. В процессе индивидуальных консультаций с психологом раскрываются основные проблемы, которые волнуют студентов. Многие студенты рассказывают о своих проблемах в самоорганизации учебной деятельности, о трудностях в переключении с учебы на отдых и обратно. Некоторые первокурсники в период адаптации к Вузу говорят о снижении учебной мотивации в связи со сложностью усвоения учебного материала. Присутствует аспект социально-личностной инфантильности среди студентов, глубоко погруженных в интеллектуальную деятельность. Любые перекосы в развитии приводят к нарушению личностного равновесия и тормозят развитие личности студента. Поэтому работа специалистов-психологов нашего Центра направлена на все аспекты психологической адаптации первокурсников. Специалисты-психологи проводят практические занятия, направленные на индивидуализацию форм сохранения и укрепления здоровья конкретного студента. Различные коммуникативные тренинги уверенного поведения и тренинги личностного роста, которые входят в адаптационные мероприятия, направлены на развитие способности к саморегуляции и формированию автономного стиля деятельности. Использование социально-психологических тренингов помогает в снятии эмоционального напряжения, преодолении коммуникативных барьеров, в получении навыков эффективного общения, а также в формировании здорового образа жизни. И как следствие, помогает решать проблему адаптации студентов. В контексте темы адаптации первокурсников мы затронули сложные вопросы, связанные с организацией комплексной работы всех структур вуза. Если учитывать и прогнозировать все составляющие по организации, обеспечению и анализу процесса адаптации первокурсников можно быть уверенным в успешном овладении учебным материалом и профессиональными навыками. Таким образом, эффективно организованная работа является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека и как будущего специалиста. Именно поэтому разработанная и применяемая на практике специалистами кафедры «АФК» МГТУ им. Н.Э. Баумана комплексная программа по созданию условий для формирования здорового образа жизни студентов может рассматриваться как эффективное средство повышения успеваемости, укрепления здоровья и помощи в адаптации студентов к обучению.