К ПРОБЛЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ СОТРУДНИКА
Рубрики: ПСИХОЛОГИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье, на основе анализа базовых представлений о надежности специалиста в отечественной психологии, обосновываются системные положения развиваемого в настоящее время в МВД России подхода к обеспечению надежности сотрудника органов внутренних дел.

Ключевые слова:
надежность специалиста, обеспечение надежности сотрудника, виды надежности, непрерывная оценка, условия реализации системы обеспечения надежности
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Проблематика надежности сотрудника (на примере органов внутренних дел Российской Федерации), как необходимости его безусловного соответствия установленным требованиям профессиональной деятельности и служебного поведения, обусловлена конкретными положениями регулирующего службу в органах внутренних дел и в полиции федерального законодательства[1], соответствующих ведомственных нормативных правовых актов и существующими проблемами в их выполнении. Комплекс связанных с надежностью сотрудника организационно-практических, научно-методических и иных мероприятий определился в востребованное направление практической деятельности, в рамках кадрового обеспечения органов, организаций, подразделений МВД России, в 2012 г.[2] Тогда, после проведенного реформирования системы МВД, Президент Российской Федерации в выступлении на расширенной коллегии, в целом позитивно оценив сделанные преобразования и результаты внеочередной аттестации, потребовал не останавливаться на достигнутом, в т.ч. по-настоящему заниматься кадрами, смелее продвигать профессиональных людей, соответствующих сложности стоящих перед Министерством задач [2]. Сегодня руководство страны указывает на необходимость усиления работы по всем направлениям [1]. Это касается и работы с кадрами, ряд показателей которой свидетельствует о требующих решения проблемах на отдельных участках, не выявленных в полной мере и не используемых резервах в их разрешении. Эти и другие данные свидетельствуют, среди прочего, об организационных, профессиональных и иных недостатках в работе должностных лиц на местах, не эффективно использованных человеческих, финансовых и т.д. ресурсах. Отмеченные проблемы обязывают к взыскательному анализу работы с личным составом, более активному применению передовых управленческих подходов и технологий. Ряд из них находит воплощение в последовательно исследуемой и реализуемой ДГСК МВД России с психологических позиций системе мероприятий обеспечения надежности сотрудника, достаточно широко освещаемой в ведомственной печати [6; 8; 9; 12, с. 77-150; 16 и др.]. Корректное понимание сущности и содержания системы мероприятий обеспечения надежности сотрудника требует учета нескольких обстоятельств. Во-первых, различные аспекты надежности разрабатываются в нашей стране с середины XX в. в 17-ти научных отраслях. В настоящее время выполнено более 3,5 тыс. только диссертационных исследований, преимущественно технико-экономических (табл. 1). Проблемы надежности специалиста рассматриваются в 14-ти из них, приблизительно в 3-4 % работ от общего числа, преимущественно с междисциплинарных протехнических позиций, изобилующих различными нюансами. Соответственно, идея надежности человека вообще и специалиста, сотрудника органов внутренних дел в частности, у многих как бы «на слуху», но многовариантна в понимании, трактовке и практической реализации [3, 5, 11 и др.]. Во-вторых, первое отечественное определение сущности и факторов достижения надежности специалиста обосновано в начале 1960-х гг. представителем московской психологической школы В.Д. Небылицыным в рамках зарождающейся тогда в стране инженерной психологии (рис. 1). Уже через два года оно было им существенно уточнено по трем взаимосвязанным принципиальным положениям (выделены на рис. 1 курсивом), различаемым далеко не всеми, поскольку большинство последующих разработок ограничивается первым толкованием. Таблица 1. Представленность отечественных исследований проблем надежности в научных отраслях № п/п Научные отрасли Ранг по количеству общий по докторским Биологические 7 6 Военные нет полных данных Географические 7-9 Геолого- минералогические 9 7-9 Медицинские 6 5 Педагогические 4 Психологические 5 4 Сельскохозяйственные Социологические Технические 1 1 Транспортные Физико- математические 3 3 Филологические Философские 8 7-9 Химические Экономические 2 2 Юридические В связи с этим, изложение развиваемого подхода к обеспечению надежности сотрудника обязывает пояснить и уточнить эти взгляды. Важно иметь в виду, что в те годы активно исследовалась надежность человеко-машинных систем (самолетов, энергетических установок и др.), существенно повышавшаяся за счет кибернетических устройств. Для их эксплуатации требовался и надежный специалист, призванный, среди прочего, при сбое в кратчайшие сроки выявить, устранить неисправность, а при нештатном развитии ситуации взять управление системой на себя. В большинстве случаев это требовало, при других равных условиях, специфических свойств памяти, внимания, мышления и т.д. Рис. 1. Сущность, факторы достижения надежности специалиста (В.Д. Небылицын, 1961, 1964) Соответственно, в начале 1960-х гг. В.Д. Небылицын выделил два приоритетных пути достижения надежности специалиста как человека-оператора: а) отбор по медико-психологическим показателям наиболее отвечающих требованиям бесперебойного функционирования автоматизированных человеко-машинных систем кандидатов; б) контроль психофизиологического состояния (сна, утомления, вызванного неблагоприятным воздействием факторов среды) подготовленного специалиста (человека-оператора), особо важный в экстремальных условиях, наибольшая эффективность которого могла быть достигнута аппаратными средствами. Проблемы мотивации, порядочности, квалификации, натренированности специалиста адекватно действовать в специфических ситуациях и др. аспектов надежности тогда отступали на второй план или почти не рассматривались (за исключением выполняемых с 1963 г. В.Б. Коренбергом и др. с педагогических позиций исследований по проблемам соревновательной надежности спортсмена высшей квалификации) по идеологическим и другим понятным причинам. К середине 1960-х гг. В.Д. Небылицын существенно уточнил подход в понимании собственно психологических факторов надежности (относимых к имеющим решающее влияние). Первое уточнение выражалось в том, что прежде приоритетные интеллектуальные качества, природа формирования которых требовала их преимущественной оценки в ходе профессионального медико-психологического отбора (на рис. 1 этот прямоугольник выделен пунктиром), были заменены на характерологические и волевые, как играющие главенствующую роль в надежности специалиста. Это в полной мере соответствовало активно развиваемым тогда зарубежным взглядам на надежность специалиста [7, с. 175-193]. Второе уточнение следовало из предыдущего и заключалось в обращении внимания на то, что эти качества поддаются целенаправленному воздействию (воспитанию). Это означало, что психологическое содержание проблемы достижения надежности специалиста в решающей степени переходит из задачи отбора в задачу воспитания (или, говоря современным языком, морально-психологического обеспечения). Третье уточнение следовало из предыдущих двух и касалось определения сущности надежности. Оно было дополнено принципиальным положением, что это не только способность к определенному действию или поведению (т.е. готовность) и устойчивость[3], но и индивидуально варьируемое качество, … от которого в первую очередь зависят результаты индивида. Из этого следует, на наш взгляд, два фундаментальных вывода, подтверждаемых анализом последующих разработок надежности специалиста различными исследователями, а также собственным опытом работы по этой проблематике: а) феномен надежности не поддается однозначной конкретизации через известные психологические термины и понятия, в этом смысле он многоаспектен; б) надежность специалиста является динамичным личностным образованием, требующим постоянного подкрепления в силу подверженности самому различному воздействию. Во второй половине 1960 -х гг. Б.Ф. Ломов сформулировал несколько отличающуюся, но по ряду оснований не противоречащую подходу В.Д. Небылицына, позицию ленинградской психологической школы. Приоритетными путями достижения надежности были определены отбор и контроль. Б.Ф. Ломов объяснил это тем, что среди детерминирующих надежность личностных качеств одни (главным образом морально-характерологические - целенаправленность, трудолюбие, чувство долга и ответственности, решительность, мужество, настойчивость и др.) более или менее легко поддаются целенаправленному воспитанию, а другие (эмоциональная уравновешенность, самообладание, выдержка, способность к сосредоточению, психическая выносливость, объем и распределение внимания, переключаемость и т.д.) являются более стойкими и практически не меняются. Подчеркивалось, что эти обе группы личностных качеств играют значительную, а иногда решающую роль в обеспечении надежности человека. Обращалось внимание на то, что для исключения нежелательных колебаний надежности необходим постоянный контроль за рабочим состоянием человека, которое и обусловливает уровень его надежности. Перспективным направлением обеспечения надежности был определен самоконтроль, а также автоматический, непрерывный, своевременный и осуществляемый практически на любых расстояниях контроль. Подходы В.Д. Небылицына и Б.Ф. Ломова к проблеме надежности специалиста стали классическими в отечественной психологии, они активно развиваются и уточняются последующими исследователями [Там же, с. 27-76]. За 1960-2015 гг. по проблеме надежности человека выполнено 34 отечественных психологических исследований по 6 научным отраслям (в т.ч. 2 по двум специальностям) и 18 условным направлениям (табл. 2). Таблица 2. Проблематика надежности человека в отечественной психологии № п/п Отрасль, направление исследования Всего в т.ч. докт. Общая психология, психология личности, история психологии: 7/1 1. повышение надежности деятельности 1/1 2. связь почерка с надежностью деятельности 1 3. надежность как фактор успешности деятельности 2 4. надежность и саморегуляция 2 5. влияние личностных особенностей на надежность деятельности 1 Психология труда, инженерная психология, эргономика: 19/6 6. зависимость надежности работы, влияние на надежность 5/1 7. обеспечение, условия надежности деятельности 5 8. самоконтроль в обеспечении надежности 2/1 9. прогнозирование, оценка надежности деятельности 3/2 10. обеспечение личностной надежности 1/1 11. надежность и саморегуляция 1 12. функциональная надежность, ее психофизиологическое обеспечение 2/1 Социальная психология: 4/1 13. социально- психологические факторы, обеспечение надежности 2/1 14. надежность совместной деятельности 2 Педагогическая психология: 2 15. особенности, сопровождение формирования надежности 2 Юридическая психология: 2/1 16. нравственно- психологические детерминанты надежности 1/1 17. динамика показателей надежности деятельности 1 Безопасность в чрезвычайных ситуациях: 2 18. контроль и прогнозирование надежности деятельности 2 Итого 34/9 Ряд из них посвящен концептуальным проблемам надежности специалиста - оценке и обеспечению эффективности и надежности деятельности (Н.Д. Завалова, 1972), зависимости надежности специалиста от технических и психофизиологических ограничений (М.А. Котик, 1974)[4], психологическим основам самоконтроля (Г.С. Никифоров, 1978), повышению надежности деятельности (В.А. Плахтиенко, 1983), психологическому прогнозированию надежности специалиста (В.Ю. Рыбников, 2000), психофизиологическому обеспечению надежности профессиональной деятельности (А.А. Благинин, 2005), социально-психологическим факторам надежности малых групп (С.В. Сарычев, 2008), оценке нравственно-правовой надежности личности (Е.Ю. Стрижов, 2011), психологическому обеспечению личностной надежности специалиста (В.М. Крук, 2013). Многие положения надежности специалиста в разное время рассматривались другими психологами, а также в контексте рассмотрения этой проблематики в иных научных дисциплинах. С учетом выполненных исследований и имеющегося опыта В МВД России разрабатывается система обеспечения надежности сотрудника, представленная четырьмя группами элементов, относящимися к ее сущности и цели; видам; базовому механизму и условиям реализации (рис. 2). I. Надежность сотрудника органов внутренних дел определяется как индивидуально варьируемое интегральное личностное качество, выражающееся в соответствии служебного поведения, профессиональной деятельности и психофизического благополучия сотрудника критически значимым корпоративным требованиям и нормам. Формулировка сущности надежности сотрудника содержит в себе и предполагает несколько важных положений, на основе которых определяется цель связанных с ней организационно-практических и иных мероприятий. 1.1. Поскольку речь идет о сотруднике, т.е. о проходящем службу в органах внутренних дел и выполняющем служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью гражданине, то проблемы его профессионального отбора и иных установленных при поступлении в органы внутренних дел мероприятий, а также базовой (первоначальной) профессиональной подготовки в мероприятиях обеспечения надежности напрямую не рассматриваются. Хотя вытекающие из них выводы и рекомендации по совершенствованию отбора, подготовки и т.д. закономерны. Рис. 2. Система обеспечения надежности сотрудника органов внутренних дел 1.2. Исходя из прагматичных соображений, на данном этапе разработка и реализация рассматриваемой проблемы ограничивается надежностью конкретного сотрудника, без рассмотрения проблем надежности малых групп и служебных коллективов. 1.3. Риски ненадежности при определенных обстоятельствах могут быть или появиться у любого сотрудника в любое время, не взирая на его служебное положение, опыт, имеющиеся достижения, заслуги и т.д. К ним относятся имеющиеся или обоснованно прогнозируемые у сотрудника критически значимые по показаниям служебной деятельности ошибки, срывы, затруднения, нарушения в поведении, выполнении задач по прямому предназначению, в психическом и физическом благополучии. 1.4. Реально или потенциально ненадежный сотрудник является или может стать внутренним нарушителем, представляющим повышенную угрозу, т.к. имея профессиональную подготовку, полномочия, связи, доступ к служебной информации и т.д., в определенных условиях сознательно или неосознанно наносит или может нанести серьезный ущерб. 1.5. Надежность не может быть определена или достигнута «единожды и навсегда». Таким образом, целью связанных с надежностью сотрудника мероприятий является непрерывный процесс ее обеспечения. В связи с этим, система обеспечения надежности сотрудника органов внутренних дел - это комплекс основанных на специфическом механизме дополнительных (к существующим) мероприятий кадровой работы, целенаправленный на предотвращение внутренних угроз и сдерживание внутреннего нарушителя (посвященного лица) в системе МВД России. 1.6. Как система дополнительных, весьма затратных по времени, привлекаемым силам и средствам и т.д. мероприятий, обеспечение надежности вряд ли может быть массовым и охватывать всех сотрудников, по крайней мере, на первых этапах. Соответственно, во-первых, система обеспечения надежности наиболее целесообразна для применения в отношении критически важных по соображениям надежности должностей (категорий) сотрудников. Во-вторых, она наиболее востребована в отношении перспективного, лучшего или потенциально лучшего сотрудника, сосредоточена на том, кто приносит успех или может стать таким. Сочетание этих особенностей может быть весьма вариативным, в каждом конкретном случае определяемым полномочным руководителем. II. Надежность сотрудника - это не абстрактное понятие, не пожелание, а базирующаяся на ее конкретных проявлениях данность, нуждающаяся в конкретизации. 2.1. Сообразно основным видам активности человека, в системе обеспечения надежности сотрудника различается три неразрывно взаимосвязанных, но относительно самостоятельных вида критически значимого соответствия установленным требованиям и нормам: личностная надежность (соответствие поведения), профессиональная надежность (соответствие выполнения задач по прямому предназначению), функциональная надежность (соответствие психического и физического благополучия, сохранение профессионального долголетия). Рассмотрение их на практике изолированно друг от друга неконструктивно, все они представлены определенной конфигурацией и взаимообусловленностью в конкретном сотруднике. 2.2. Значимость и приоритетность обеспечения видов надежности сотрудника не является универсальной или рядоположной для всех и зависит от характера его профессиональной деятельности, обоснованно предполагаемых или имеющихся рисков, степени их критичности и др. Для сотрудника оперативно-боевых подразделений или выполняющего связанные с угрозой для жизни, экстремальными психическими и физическими нагрузками и проч. задачи, очевидна приоритетность (но не исключительность) мероприятий обеспечения профессиональной надежности по сравнению с мероприятиями обеспечения личностной и функциональной надежности. В других обстоятельствах или/и для другого сотрудника приоритетными могут стать мероприятия обеспечения иного вида надежности, также не рассматриваемого изолированно и т.д. Однако в любом случае мероприятия обеспечения надежности охватывает все ее три вида у сотрудника. III. Стержневым, наиболее сложным и ответственным вопросом в системе обеспечения надежности сотрудника является «непрерывная оценка» как базовый механизм ее реализации. Некоторые воспринимают это как привычный и само собой разумеющийся, много лет реализуемый в системе МВД России подход. Однако это не так, требует серьезной детализации и понимания того, о чем идет речь. А на этой основе принятия ответственного решения полномочным руководителем на реализацию или не реализацию этого механизма, а по сути всей системы обеспечения надежности сотрудника. 3.1. Что касается того, что оценивается. По определению оцениваются критически значимые по показаниям профессиональной деятельности риски ненадежности сотрудника с тем, чтобы понять их причину и принять действенные меры по их устранению. Однако, поскольку мероприятия обеспечения надежности направлены на то, чтобы сотрудник стал надежным, т.е. по сути лучшим или вошел в их число, важна оценка и того, что делает сотрудника надежным, что за этим стоит, чтобы понимать, к чему стремиться тем, кто подпадает под мероприятия обеспечения надежности. Таким образом, надежность оценивается от ее полярных значений - ОТ НАИБОЛЕЕ ПРОБЛЕМНЫХ для конкретного сотрудника рисков ненадежности И ОТ ЛУЧШЕГО, ЭТАЛОННОГО для данной категории (группы) сотрудников. Казалось бы, что в этом нет ничего нового, поскольку акцентирование внимания на недостатках и пропаганда передового опыта - обычная практика всякого руководителя и вышестоящего должностного лица. Однако здесь, с одной стороны, важна критическая значимость оцениваемого риска для конкретной категории, группы сотрудников, характера и региона их службы и т.д., требующая ее своевременного распознания на максимально ранних этапах проявления. С другой стороны, важно выявление того неявного, уникального, что делает сотрудника надежным, с тем, чтобы разобравшись в природе и механизмах этого, сделать доступным для понимания и применения другими сотрудниками в интересах обеспечения их надежности. 3.2. Как позиционируется, на что направлена оценка. Оценка в рамках мероприятий обеспечения надежности АКТИВНО И ОТКРЫТО позиционируется как процедура выявления рисков ненадежности, принципиально направленная не на дисциплинарное воздействие или на применение иных санкций (за исключением тех фактов, порядок реагирования на выявление которых регламентирован действующим законодательством и подзаконными нормативными актами), а на оказание помощи в их своевременном преодолении. Это требует принципиальной активизации, а по ряду направлений и перестройки всей системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности, в первую очередь индивидуально-воспитательной, психологической, информационно-пропагандистской работы в ее рамках с целью осознания сотрудником имеющейся проблемы, путей и примеров ее успешного решения, формирования высокой мотивации и ответственного отношения к ее преодолению и т.д. 3.3. Позиционирование оценки в рамках мероприятий обеспечения надежности требует установления и внимательного выдерживания ее разумного сочетания с контролем и высокой требовательностью к сотруднику. Из этого следует, как минимум, два обстоятельства. Первое обстоятельство заключается в том, что для устранения возможного, а в некоторых случаях неизбежного противоречия между провозглашаемым подходом и существующей практикой реагирования на определенные факты деятельности и поведения сотрудника, требуется пересмотр ее некоторых положений и приведение их в соответствие со здравым смыслом. Это касается, например, затратного и требующего переосмысления подхода к выявлению наркопотребителей методами экспресс-диагностики на основе иммуногроматографического анализа (тест-полосками) и психофизиологического исследования с использованием полиграфа. Ведь, с одной стороны, это методы вероятностной диагностики, не дающие права выносить однозначное суждение. С другой стороны, практика неинформированного или ложно внушенного наркопотребления резко снижает достоверность получаемых на основе этих методов данных, превращая жесткое реагирование руководителей на такие факты в весьма сомнительные и чреватые последующими разбирательствами действия и т.д. Второе обстоятельство заключается в том, что оценка рисков ненадежности сотрудника призвана быть обоснованно упреждающей и носить профилактический характер. В таком случае она существенно дополняет контроль и отличается от него. Контроль, являясь одной из общих функций управления, реализуемых преимущественно в форме требований и персональной ответственности за их выполнение, в ряде случаев побуждает сотрудника скрывать имеющиеся проблемы и недостатки. Оценка, как механизм реализации мероприятий обеспечения надежности сотрудника, направлена на объективирование (объективное выявление и анализ причин) имеющихся рисков ненадежности для оказания действенной помощи в их преодолении. 3.4. Оценка, как базовый механизм реализации мероприятий обеспечения надежности сотрудника, основывается на определенном теоретико-методическом подходе. В качестве такового избран системно-ситуативный анализ,[5] (ССА), имеющий свое методологическое, методическое и т.д. обоснование и успешно применяемый в авторской системе профессиональной надежности в МВД России на протяжении ряда лет кандидатами психологических наук полковником полиции А.Ю. Федотовым, полковником И.Н. Медведевым, их учениками и последователями [12, с. 96-124; 15, 17, 18]. В соответствии с методологией ССА, системной единицей анализа рисков ненадежности сотрудника является «ситуация» как организованная часть его активности (поведения, деятельности, психического и физического благополучия), в которой проявляются ее системно организованные взаимодействующие элементы двух уровней (рис. 3). К элементам первого (А) уровня структуры ситуации надежности относится анализ решаемой сотрудником конкретной задачи (поступка, действия) - с точки зрения ее стандартности или нет, учебной или реальной, повседневной или выполняемой в особых условиях и т.д.; условий, принципиально влияющих на ее постановку (получение), разработку, реализацию; психологической характеристики сотрудника как субъекта поступка, действия в период возникновения и реализации ситуации. К элементам второго (Б) уровня структуры ситуации надежности относится анализ замысла (образа) решения задачи сотрудником в конкретных условиях; особенностей его реализации; полученного результата. Рис. 3. Вариант структуры ситуации как единицы анализа надежности сотрудника органов внутренних дел Основным методом ССА является опрос в форме специализированных методик, в ряде случаев дополняемый аппаратными методами регистрации объективных показателей жизнедеятельности сотрудника. Наиболее информативными формами ССА являются психологические технологии последовательной динамической оценки (МПДО) и само- взаимооценки показателей надежности сотрудника в служебном коллективе [10, 15]. Наиболее информативными и прогностичными аппаратными методами оценки определенных рисков ненадежности сотрудника обоснованы также технологии биорезонансной психодиагностики показателей психического и физического благополучия сотрудника, опроса с использованием полиграфа[6] [4, 7]. 3.5. Одним из важнейших, краеугольных положений в понимании сущности и процесса реализации функции оценки рисков ненадежности сотрудника является идея ее непрерывности. Очевидна ее нереализуемость в буквальном смысле слова. Под непрерывностью оценки понимается варьируемая руководителем (уполномоченным специалистом) по определенным показаниям и основанная на имеющихся возможностях комбинация видов оценивания надежности сотрудника, ставящая его перед фактом непредсказуемости времени и вида оценки, маловероятности избегания ее и сокрытия результатов, а значит, к осознанию возможности и необходимости устранения выявленных рисков ненадежности для сохранения своего служебного положения и перспектив профессионального роста. Основными видами оценки рисков ненадежности сотрудника являются плановая оценка, оценка по показаниям (прецедентная, внеплановая), основанная на случайном выборе в установленные интервалы, само- и взаимооценка [14]. Системообразующей в реализации непрерывности и достижении ее цели является оценка, основанная на случайном выборе в установленные интервалы. Она исключает возможность чьего-либо вмешательства в определение даты оценки, оцениваемого риска и сотрудника, поскольку реализуется с помощью специализированной компьютерной программы с ключом ограниченного доступа. Программа позволяет вести списки подлежащих оцениванию сотрудников в той или иной форме открытости, вводить подлежащие оцениванию риски ненадежности, а также задавать и при необходимости корректировать интервалы случайного выбора программой дат оценки сотрудников по определенным рискам. Все настройки в компьютерной программе делаются уполномоченным специалистом сообразно имеющимся возможностям, целесообразности, достаточности, реалистичности и т.д. [Там же, с. 15-16]. 3.6. Последовательная реализация непрерывной оценки рисков ненадежности приводит к двум существенным результатам. Первый результат связан с изменением отношения сотрудника к оценивания. При корректной реализации проводимых мероприятий обеспечения надежности он, как правило, в меньшей степени пытается скрыть имеющиеся риски ненадежности, располагается к контакту и сотрудничеству со специалистом в их обсуждении и преодолении, принимает и запрашивает конкретную помощь. Второй результат является логическим продолжением предыдущего и выражается в повышении надежности сотрудника по выявленным рискам или в принятии им самим или должностными лицами других установленных мер выхода из непрерывного оценивания и побуждения к принятию мер по имеющимся рискам. IV. Система обеспечения надежности сотрудника является не более чем благим пожеланием без выявления и реализации условий ее успешного функционирования. В ходе проведенных в 2012-2015 гг. мероприятий ее по обоснованию и реализации в МВД России, к ним отнесены: понимание сущности предлагаемых мероприятий и их принятие полномочными руководителями; наличие устойчивой мотивации должностных лиц к их реализации; всестороннее организационно-нормативное обеспечение; наличие подготовленных специалистов и обоснованных технологий оценки рисков ненадежности сотрудников; безусловная направленность системы проводимых мероприятий на преодоление имеющихся рисков ненадежности сотрудника; их активное информационно-пропагандистское сопровождение. Таким образом, обеспечение надежности сотрудника представляет собой практически востребованное и перспективное для реализации в современных условиях направление работы в рамках морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. Оно является целостной системой взаимосвязанных элементов, характеризующих сущность и цели проводимых мероприятий, виды надежности сотрудника, базовый механизм ее достижения, а также условия успешной реализации.
Список литературы

1. Выступление В. Путина на расширенном заседании коллегии МВД России 4 марта 2015 г. (Электронный ресурс // http://www. kremlin.ru (Дата обращения 12.06.2015).

2. Выступление Д. Медведева на расширенной коллегии МВД России 10 февраля 2012 г. (Электронный ресурс // http://www. kremlin.ru events/president/news/14474 (Дата обращения 10.12.2015).

3. Беребин М.А., Григорьева И.Ю. Клинико-психодиагностические основания оценки и прогноза риска нарушений психической адаптации и профессиональной надежности сотрудников правоохранительных органов // Вестник ЮУрГУ, Серия «Психология», выпуск 14, № 29, 2011. С. 58-68.

4. Биорезонансная психодиагностика и психокоррекция психофизического благополучия в обеспечении надежности сотрудника // Методические рекомендации для психологов подразделений морально-психологического обеспечения. М.: ДГСК МВД России, 2015.

5. Голубихина Ю.Ю. Динамика показателей надежности профессиональной деятельности водителей-сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб, 2015.

6. Ендржеевский А.А., Крук В.М., Мельников В.Г. Система обеспечения надежности сотрудника органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах № 4 (59), 2014. С. 3-10.

7. Крук В.М. Психология обеспечения личностной надежности специалиста. Монография. М.: Изд-во НИИ радиоэлектроники и лазерной техники МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2012.

8. Крук В.М. Актуальные проблемы обеспечения надежности профессиональной деятельности личного состава ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах № 1 (56), 2014. С. 100-105.

9. Осипова А.С., Федотов С.Н. Влияние эмоционального интеллекта на личностную надежность сотрудников ОВД - выпускников образовательных организаций МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах № 1 (60), 2015. С. 7-12.

10. Оценка динамики развития служебного коллектива в обеспечении надежности сотрудника // Методические рекомендации для психологов подразделений морально-психологического обеспечения. М.: ДГСК МВД России, 2015.

11. Поярков С.Ю. Формирование профессиональной надежности правоохранительной деятельности сотрудников органов внутренних дел МВД России. Автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб, 1997.

12. Психологические аспекты обеспечения надежности сотрудника // Актуальные проблемы совершенствования деятельности подразделений психологической работы органов внутренних дел Российской Федерации: учеб.-метод. пособие под общ. ред. В.Л. Кубышко. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2015.

13. Сведения о состоянии работы с кадрами органов внутренних дел Российской Федерации за 2014 год: Сб. аналит. и информ. материалов. - М.: ДГСК МВД России, 2015.

14. Система непрерывной оценки надежности сотрудника органов внутренних дел // Методические рекомендации для психологов подразделений морально-психологического обеспечения. М.: ДГСК МВД России, 2015.

15. Системно-ситуативный анализ деятельности и поведения в обеспечении надежности сотрудника // Методические рекомендации для психологов подразделений морально-психологического обеспечения. М.: ДГСК МВД России, 2015.

16. Совершенствование психологической работы с личным составом в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности: актуальные вопросы и пути их решения: сборн. науч. статей научно-практ. конференции МВД России 18-19 сентября 2013 г. - М.: ДГСК МВД России, 2014.

17. Федотов А.Ю. Системно-ситуативный подход в профессиональной подготовке сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах № 1 (60), 2015. С. 3-7.

18. Федотов А.Ю., Медведев И.Н. Эмоциональные состояния, негативно влияющие на профессиональную деятельность сотрудников ОВД и их преодоление. М.: Мос У МВД России, 2012.

Войти или Создать
* Забыли пароль?