СПОРТИВНЫЙ ПСИХОЛОГ: НЕОБХОДИМОСТЬ СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРОФЕССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается проблемная ситуация успешности деятельности отечественных спортивных психологов при отсутствии профессии «спортивный психолог» как таковой. В качестве примера материалов, используемых при разработке модуля «Психолог в сфере спорта» (профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере»), приводятся элементы магистерской программы «Спортивная психология», реализуемой в Педагогическом институте физической культуры и спорта МГПУ.

Ключевые слова:
спортивная психология, первые работы по спортивной психологии отечественных ученых, психолог в сфере спорта, обобщенные трудовые функции, трудовые действия, профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Первые работы по спортивной психологии, опубликованные отечественными учеными, относятся к началу прошлого века. В 1901 году в своем «Руководстве по физическому образованию детей школьного возраста» П.Ф. Лесгафт один из разделов назвал «Психология движений». Очевидно, эту работу можно считать первооткрывательницей еще не существовавшего тогда научного направления. В 1911 году В.Ф. Чиж опубликовал серьезный труд «Психология спорта», в котором рассматривал спорт как комплексное явление. (Отметим, что американец К. Гриффит, которого в США называют «отцом-основателем» спортивной психологии, свою «Психологию спортсменов» опубликовал только через десять лет после работы В.Ф. Чижа) (Родионов, 2010a; Родионов, 2010b). Основатели московской и санкт-петербургской (ленинградской) научных школ спортивной психологии П.А. Рудик (Рудик, 1924) и А.Ц. Пуни (Пуни, 1930) свои первые работы написали в 1920-х годах, то есть почти 100 лет назад1. Выросшая библиотека тематических работ послужила началом формирования нового направления психологической науки - спортивной психологии. Отметим, что руководство страны того времени уважительно отнеслось к этому научному направлению. В центральных спортивных вузах страны, московском и ленинградском, открываются кафедры психологии, на которых защищаются кандидатские и докторские диссертации по спортивной психологии. Психолог из Москвы О.А. Черникова, участвовавшая в подготовке наших футболистов - чемпионов Олимпиады (!) в Мельбурне в 1956 году, была удостоена высшей правительственной награды. Значимость работы российских психологов признается во всем мире. Пять психологов были награждены медалью «За Ваш вклад в развитие ФЕПСАК2», трое из них - россияне. Это П.А. Рудик, А.Ц. Пуни и А.В. Родионов3. Однако вплоть до сегодняшнего дня спортивных психологов нет в перечне профессий. Нет такой должности и среди специалистов, сопровождающих олимпийские команды страны. Не разработана система объективных критериев, на основании которых можно определить степень вклада психолога в успех спортсмена или спортивной команды. Отсутствие профессионального стандарта в деятельности спортивных психологов затрудняет осуществление анализа их компетентности. Стало очевидным, что назрела насущная необходимость в преодолении этих и других проблем. Этот вопрос не раз обсуждался в заинтересованных организациях - государственных и общественных: Федеральном научно-клиническом центре спортивной медицины и реабилитации ФМБА России, Ассоциации спортивных и практических психологов. В 2015 году Министерству спорта России было поручено подготовить модуль «Психолог в сфере спорта» для включения в новый профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере» (Родионов, Хачатурова, 2015). При разработке модуля были использованы различные материалы, в том числе элементы магистерской программы «Спортивная психология», реализуемой в Педагогическом институте физической культуры и спорта МГПУ. В модуле учитывались особенности работы спортивного психолога на различных этапах спортивно-тренировочной деятельности, в том числе со спортсменами-паралимпийцами, а также в сфере женского и детско-юношеского спорта. Внимание уделялось работе с тренерами, так как именно они являются первыми по значимости лицами для спортсмена или спортивной команды. Рассмотрим в качестве примера такую обобщенную трудовую функцию, входящую в модуль, как «Оказание консультационной поддержки тренерам и спортсменам на всех этапах спортивной подготовки». Для реализации этой функции психолог должен осуществлять такие трудовые действия, как установление проблемы в осуществлении тренировочного и соревновательного процесса, а также предлагать и обосновывать решения проблемы по вопросам своей компетенции. В свою очередь для осуществления этих действий необходимо обладать определенными общепрофессиональными компетенциями, а именно: 1) способностью использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации; 2) умением организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательной организации. Первая компетенция предполагает, что психолог в области спорта: - знает и понимает научно-обоснованные методы и технологии психолого-педагогической деятельности, современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных данных с целью установления проблем в осуществлении тренировочного и соревновательного процесса; - умеет применять научно-обоснованные методы и технологии психолого-педагогической деятельности, современные технологии сбора, обработки и интерпретации полученных данных; - владеет (навыками и/или опытом деятельности) применения научно-обоснованных методов и технологий психолого-педагогической деятельности, современных технологий сбора, обработки и интерпретации полученных данных (Сивицкий, Мельник, Родионов, Уляева, 2014). Следующая компетенция предполагает, что психолог в области спорта также: - знает и понимает важность междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности для формирования системы позитивных межличностных отношений, оптимального психологического климата и высокой организационной культуры при осуществлении тренировочного и соревновательного процесса; - умеет выстраивать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности для формирования системы позитивных межличностных отношений, оптимального психологического климата и высокой организационной культуры при осуществлении тренировочного и соревновательного процесса; - владеет (навыками и/или опытом деятельности) организации междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности для формирования системы позитивных межличностных отношений, оптимального психологического климата при осуществлении тренировочного и соревновательного процесса. Рассмотрим еще одну обобщенную трудовую функцию - «Организация работы тренеров спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации». Трудовой функцией в данном случае является учет и анализ спортивных результатов, достигнутых спортивной сборной командой субъекта Российской Федерации (с учетом вида спорта, спортивной дисциплины). Для осуществления трудового действия («Оценка эффективности подготовки спортсменов с использованием современных информационных и компьютерных технологий, в том числе текстовых редакторов и электронных таблиц, в своей деятельности») психолог должен обладать профессиональной компетентностью в виде готовности использовать современные научные методы для решения исследовательских проблем. При этом психолог в сфере спорта знает и понимает современные научные методы решения исследовательских проблем оценки эффективности подготовки спортсменов; он умеет решать исследовательские проблемы в ходе оценки эффективности подготовки спортсменов с применением современных научных методов; он владеет широким арсеналом современных научных методов решения исследовательских проблем при оценке эффективности подготовки спортсменов (Родионов, Хачатурова, 2015). Таким же образом выстраиваются общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, необходимые для осуществления деятельности спортивного психолога. Трудно переоценить ту значимость, которая придается спортивным победам, в том числе и на международном уровне. Определенную, достаточно важную роль в достижении спортивного успеха играют психологи. Включение в профессиональный стандарт «Психолог в социальной сфере» модуля «Психолог в сфере спорта» будет способствовать дальнейшему развитию не только спортивной психологии, но и спортивной науки в целом.
Список литературы

1. Оболонский, Ю.В. (2014). Психологическая модель личности. Живая психология, 2, 52-60.

2. Пуни, А.Ц. (1930). Опыт изучения влияния лыжных соревнований на психику лыжников. Теория и практика физической культуры, 12, 9-26.

3. Родионов, В.А. (2010a). История спортивной психологии. Системная психология и социология, 1(2), 104-123.

4. Родионов, В.А. (2010b). Спортивная психология в России: начало пути. Спортивный психолог, 2, 5-9.

5. Родионов, В.А., Хачатурова, Э.В. (2015). Стандартизация деятельности психолога в сфере спорта. В книге Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы диагностики, профилактики и лечения профессионально обусловленных заболеваний» (15-16 октября 2015 года, Сочи) (С. 336-337). Сочи.

6. Рудик, П.А. (1924). Исследование реакции в применении к основным вопросам физической культуры (Труды ГЦИФК; Вып. 1). Ленинград.

7. Сивицкий, В.Г., Мельник, Е.В., Родионов, В.А., Уляева, Л.Г. (2014). Особенности подготовки спортивного психолога с учетом специфики профессиональной деятельности. Спортивный психолог, Специальное приложение, 18-24.

Войти или Создать
* Забыли пароль?