ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ СО СТУДЕНТАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И СТУДЕНТАМИ-ИНВАЛИДАМИ В ВУЗЕ (ОПЫТ МГТУ ИМ. Н.Э. БАУМАНА)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
МГТУ им. Н.Э. Баумана важнейшей задачей признает создание здоровьесберегающей и здоровьеформирующей образовательной среды, необходимой для физического, психического и нравственного развития личности и формирования мотивации к здоровому образу жизни у студентов. В вузе ведется многолетняя плодотворная работа по созданию инклюзивной образовательной среды, где созданы все условия для получения высшего образования студентами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Разработана и реализуется программа по дисциплине «Физическая культура» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями (студенты-инвалиды).

Ключевые слова:
здоровьесберегающие технологии, инклюзивная образовательная среда, адаптивная физическая культура, студенты с ограниченными возможностями здоровья, студенты-инвалиды
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи, воспитания у них культуры здоровья, здорового образа жизни в Российской Федерации является приоритетным направлением государственной политики, актуальность которого вытекает из интересов национальной безопасности и стратегической цели отечественного здравоохранения. Перспективы развития нашей страны, ее экономический рост и повышение благосостояния народа зависят от уровня физического, психического и социального благополучия людей, их профессиональной активности и долголетия. В связи с этим развитию физической культуры и спорта уделяется огромное внимание как во всем мире, так и в России. Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими данное направление государственной политики, являются следующие документы: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (последняя редакция); - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (последняя редакция); - Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту, Российской академии образования от 16 июля 2002 г. № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»; - Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 августа 2001 г. № 337 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физической культуры»; - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 октября 2003 г. № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»; - Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 мая 2012 г. № МД-583/19 «О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья», разработанных НИИ гигиены и охраны здоровья детей ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН. Физическая культура оказывает оздоровительный и профилактический эффект на организм человека, что является актуальным, так как в настоящее время число людей с различными заболеваниями постоянно растет. Заниматься физической культурой человек должен с детских лет, и она должна быть неотъемлемой частью его жизни. Но при этом очень важен индивидуальный подход при выборе нагрузок на организм. Чрезмерные нагрузки на организм человека как здорового, так и с ограниченными возможностями здоровья, могут причинить ему огромный вред. В образовательных организациях большое внимание уделяется организации занятий по физической культуре для обучающихся, не имеющих отклонений в здоровье. Однако физическое воспитание в вузах как обязательная учебная дисциплина для студентов с ограниченными возможностями здоровья существует лишь декларативно, а реально - совершенно не ориентирована на выполнение социального заказа - подготовку молодого специалиста, который имеет достаточный уровень здоровья, необходимое физкультурное образование и физическую подготовленность, для того чтобы соответствовать требованиям квалификационной характеристики избранной профессии (Мысина, 2010; Мысина, 2011). Не так давно основу физического воспитания обусловливал подход, который определял выполнение усредненных, единых для всех, нормативов и требований, что нарушает идею индивидуального развития человека. В более прогрессивных вузах произошла смена парадигмы образования, нацеленной на личностно-ориентированный, деятельный подход, усвоение норм и ценностей культуры, что создает адекватные условия для позитивных сдвигов в социальной и физической сферах индивидуума. Достижение определенного уровня физического развития человека средствами физической культуры требует оптимальной организации специализированного педагогического процесса. Для студенческой молодежи с ограниченными возможностями здоровья такой подход является единственно верным потому, что многообразие нозологий, сопутствующих нарушений, отсутствие мотивации и потребности в двигательной активности требуют персонального подхода к личности, выбора для нее индивидуального пути физического развития и организацию академического сопровождения развития его компетентности в рамках изучения предмета «Физическая культура». В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (далее - «Закон об образовании») обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий1. В образовательных организациях должны создаваться условия для обеспечения инклюзивного образования, которое подразумевает обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей2. В «Законе об образовании» дано определение таким специальным условиям - условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья3. С этой целью большое внимание стало уделяться разработке специальных образовательных программ, которые адаптированы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц4. Профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, создаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Всемирная организация здравоохранения в 1980 году приняла британский вариант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей, в соответствии с которым ограниченные возможности здоровья разделяются на: - недуг - любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность; - ограниченная возможность - любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человека; - инвалидность - любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли, исходя из возрастных, половых или социальных факторов. Диапазон различий в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья велик - от детей, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности (способны при специальной поддержке успешно обучаться в тех же условиях и по тем же программам, что сверстники без ограничений здоровья), до детей со стойкими и тяжелыми нарушениями развития5. Для определения отклонений в здоровье человека проводится диспансеризация - комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации6. Диспансеризация взрослого населения проводится путем углубленного обследования состояния здоровья граждан в целях: 1) раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения Российской Федерации, основных факторов риска их развития, а также потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача; 2) определения группы состояния здоровья, необходимых профилактических, лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий для граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и (или) факторами риска их развития, граждан с иными заболеваниями (состояниями), а также для здоровых граждан; 3) определения группы диспансерного наблюдения граждан с выявленными хроническими неинфекционными заболеваниями и иными заболеваниями (состояниями), а также граждан с высоким и очень высоким суммарным сердечно-сосудистым риском7. По результатам диспансеризации определяются группы состояния здоровья человека с использованием следующих критериев: I группа состояния здоровья - граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, отсутствуют факторы риска развития таких заболеваний или имеются указанные факторы риска при низком или среднем суммарном сердечно-сосудистом риске и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний). II группа состояния здоровья - граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, имеются факторы риска развития таких заболеваний при высоком или очень высоком суммарном сердечно-сосудистом риске и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний). III группа состояния здоровья - граждане, имеющие заболевания (состояния), требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний (состояний), нуждающиеся в дополнительном обследовании8. В образовательных организациях физическая культура - это учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности, тесно связанная не только с физическим развитием и совершенствованием функциональных систем организма человека, но и с формированием жизненно необходимых качеств, свойств и черт личности. Для занятий физической культурой обучающиеся распределяются на 4 медицинские группы: основная, подготовительная, специальная «А» (оздоровительная) и специальная «Б» (реабилитационная). Комплектование медицинских групп в вузе по результатам ежегодной диспансеризации осуществляется на основании заключения о состоянии здоровья, оценки функциональных возможностей организма и уровня физической подготовленности студента9. Для успешной реализации задач инклюзивного образования обучающихся в вузе необходимо осуществлять психолого-педагогическое и медико-оздоровительное сопровождение данного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для студентов с ограниченными возможностями здоровья, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно направлено на изучение, развитие и коррекцию личности студента, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений (Миронов, 2014; Семикин, 2002; Семикин, 2014). Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния студентов с ограниченными возможностями здоровья, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к обучению10. В МГТУ им. Н.Э. Баумана для студентов с ограниченными возможностями здоровья и студентов-инвалидов установлен особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. Это подвижные занятия адаптивной физкультурой в специально оборудованных спортивных, тренажерных и плавательных залах или на открытом воздухе, которые проводятся специалистами, имеющими соответствующую подготовку; а также занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта. В учебный план включена теоретическая часть, в рамках которой рассматриваются вопросы, посвященные поддержанию здоровья и здорового образа жизни11. Для содействия студентам в выборе и реализации индивидуальных учебных занятий в рамках дисциплины «Физическая культура» на кафедре «Здоровьесберегающие технологии и адаптивная физическая культура» МГТУ им. Н.Э. Баумана действует так называемая служба академических консультантов (тьюторов), в составе которой находятся преподаватели кафедры, имеющие педагогическое, психологическое и медицинское базовое образование, а также прошедшие переподготовку и повышение квалификации по вопросам организации занятий по адаптивной физической культуре в высшей школе12. Для студентов с ограниченными возможностями здоровья и студентов-инвалидов в МГТУ им. Н.Э. Баумана установлен особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» с учетом состояния их здоровья. В рамках государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования дисциплина по физической культуре и спорту реализуется в рамках 400 академических часов. Цель освоения дисциплины «Физическая культура» - максимально возможное развитие жизнеспособности студента, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования генетически заложенных и имеющихся в наличии его двигательных возможностей и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта. Основными задачами физического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов являются13: - укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием; - улучшение показателей физического развития; - освоение жизненно важных двигательных умений, навыков, качеств; - постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей организма; - закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма; - формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой; - воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни; - овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма обучающегося, с учетом имеющегося у него заболевания; - обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога; - обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера; - соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания; - знание основ физической культуры и здорового образа жизни; - владение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств. Программа дисциплины «Физическая культура» для студентов с ограниченными возможностями здоровья и студентов-инвалидов предполагает решение комплекса педагогических задач по реализации следующих направлений работы: - проведение занятий по физической культуре для студентов с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей и образовательных потребностей в области физической культуры; - разработку индивидуальных программ физической реабилитации в зависимости от нозологии и индивидуальных особенностей студента с ограниченными возможностями здоровья; разработку и реализацию физкультурных образовательно-реабилитационных технологий, обеспечивающих выполнение индивидуальной программы реабилитации; - разработку и реализацию методик, направленных на восстановление и развитие функций организма, полностью или частично утраченных студентом после болезни, травмы; обучение новым способам и видам двигательной деятельности; развитие компенсаторных функций, в том числе и двигательных, при наличии врожденных патологий; предупреждение прогрессирования заболевания или физического состояния студента; - обеспечение психолого-педагогической помощи студентам с ограниченными возможностями здоровья, использование на занятиях методик психоэмоциональной разгрузки и саморегуляции, формирование позитивного психоэмоционального настроя; - проведение спортивно-массовых мероприятий с участием студентов с ограниченными возможностями здоровья, формирование навыков судейства; - реализацию программ мэйнстриминга в вузе: включение студентов с ограниченными возможностями здоровья в совместную со здоровыми студентами физкультурно-рекреационную деятельность, то есть в инклюзивную физическую рекреацию; - развитие студенческого волонтерского движения для личностного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, способствующего их социализации, развитию процессов интеграции в молодежной среде. Основными видами учебных занятий в рамках дисциплины «Физическая культура» со студентами с ограниченными возможностями здоровья и студентами-инвалидами являются: - лекционный курс - является общим для студентов всех специальностей и направлений подготовки (без дифференциации по медицинским группам и отделениям); - семинарские занятия - учебно-практические занятия, на которых студенты обсуждают лекционный материал, сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя-тьютора; - практические занятия - реализуется только методико-практический раздел, который позволяет операционально овладеть методами и способами доступной физической деятельности для достижения личностью учебных, профессиональных и жизненных целей; учебно-тренировочный подраздел практических занятий в программе отсутствует в силу освобождения студентов от физических нагрузок; - индивидуальные и групповые консультации - выработка индивидуальных рекомендаций для студентов с ограниченными возможностями здоровья с учетом физиологических и психических закономерностей их деятельности; - самостоятельная работа. В рамках методико-практического раздела практических занятий по дисциплине «Физическая культура» студенты с ограниченными возможностями здоровья и студенты-инвалиды осваивают следующие темы: - обучение методикам составления индивидуальных оздоровительных программ: повышение физической и умственной работоспособности, средства физической культуры для восстановления организма, методы самоконтроля при самостоятельных занятиях; - освоение методов исследования функционального состояния организма: методы физиологических измерений, функциональные пробы, мониторинг функционального состояния организма, самоконтроль; - обучение методам массажа и самомассажа: показания и противопоказания, основные приемы классического массажа, гигиенический массаж, косметический массаж; - обучение основам профессионально-прикладной физической культуры и жизненно необходимым навыкам и умениям: трудовая деятельность, прикладные знания, прикладные качества, прикладные психические свойства личности, прикладные специальные качества, прикладные умения и навыки; ориентирование на местности, ходьба, активность человека в природной среде; - освоение методик развития физических качеств: ловкость и координационные возможности, гибкость, сила, выносливость. Положительная оценка достижений по дисциплине «Физическая культура» данной категории обучающихся осуществляется на основе регулярного посещения занятий, старательного выполнения заданий преподавателя, овладения доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной и корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры и здорового образа жизни. С целью обеспечения непрерывности учебного процесса студентам, объективно не имеющим возможности по состоянию здоровья регулярно посещать занятия по дисциплине «Физическая культура», необходимые практико-методические материалы - как общие по разделам программы, так и индивидуально-ориентированные - предоставляются в электронном варианте (дистанционное обучение, возможности электронной почты) в виде файлов с лекциями, презентациями, комплексами упражнений и другими методическими материалами. Большое внимание в Университете уделяется организации и волонтерского движения обучающихся. Волонтеры из числа студентов вуза осуществляют личностное сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, способствуют их социализации, развитию процессов интеграции в молодежной среде. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что ректором МГТУ им. Н.Э. Баумана А.А. Александровым уделяется большое внимание задачам сохранения и укрепления здоровья всех студентов. Руководство вуза ведет целенаправленную и плодотворную работу по созданию условий в вузе для инклюзивного образования студентов с ограниченными возможностями здоровья и студентов-инвалидов, успешной их социализации в обществе, что способствует формированию личности будущих выпускников вуза.
Список литературы

1. Миронов, А.С. (2014). Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса в МГТУ им. Н.Э. Баумана. Живая психология, 4, 91-100. doi:https://doi.org/10.18334/lp.1.4.2038/

2. Мысина, Г.А. (2011). Готовность педагогов к осуществлению здоровье сберегающей и профилактической деятельности в вузе. Высшее образование сегодня, 5, 88-91.

3. Мысина, Г.А. (2010). Здоровьесберегающая деятельность студентов в рамках образовательно-воспитательной среды вуза. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика, 2, 16-22.

4. Оболонский, Ю.В. (2012). Акмеологические условия и факторы управления организационными конфликтами (Дис. … кандидата психологических наук: 19.00.13). Москва.

5. Семикин, Г.И. (2002). Комплексное валеологическое сопровождение учебного процесса: технология и система «Валео-МГТУ» для обеспечения скрининга и мониторинга медико-социального благополучия учащихся и сотрудников в вузе. Валеология, 4.

6. Семикин, Г.И. (2014). Недостаток жизненного равновесия. Живая психология, 3, 10-14.

Войти или Создать
* Забыли пароль?