Текст (PDF):
Читать
Скачать
Значительный материал для социально-психологической теории безопасности предоставляют исследования отдельных видов и типов этого феномена, достаточно широко представленные в отечественной научно- теоретической литературе. Так, осознание исследователями ограниченности понимания безопасности как «состояния защищенности» привело к появлению большого количества альтернативных определений. При этом безопасность, как правило, рассматривается как отсутствие опасности (Белов П.Г., Дмитриев А.П., Шарихин А.Е., Fisher D.), угроз (Бирюков В.В., Рождественский Ю.В.), свойство (атрибут) системы (Молчановский В.Ф.); специфическая деятельность (Леоничева В.Д., Рыжов Ю.А., Тимохин П.П.); деятельность, направленная на нейтрализацию реальных и потенциальных угроз обществу и го сударству (Иванов В.Н.); по обеспечению благоприятных условий для развития России, защите жизненно важных национальных интересов общества и государства, достижению национальных целей (Тимохин П.П.); совокупность факторов, обеспечивающих жизнеспособность государства, благоприятные условия для развития (Александров М.В., Сергеев Г.М. и т.п.). Деятельность человека потенциально опасна, - по мнению С.В.Белова, - поэтому безопасность есть результат специальных мер целенаправленных или опосредованных, обеспечивающих предупреждение, снижение и (или) ликвидацию опасности дисфункционирования личности, общества и государства. Широта представлений о безопасности вполне естественна, поскольку чем сложнее и богаче определяемый объект, тем больше описывающих его дефиниций. Однако такое многообразие не всегда тождественно раскрытию его социально-психологической природы. Поле теоретических исследований и практических разработок психологии безопасности формируется на стыке самых разных научных дисциплин: общей и социальной пс ихологии;психологии и психофизиологии труда, педагогической психологии, психологии развития, психотерапии, экстремальной психологии, экологической психологии, общей теории безопасности, социологии, психиатрии, медицины и др. Феномен безопасности возникает лишь в социуме, в связи с чем, трактовка понятия безопасности без учета ее социально-психологической составляющей не имеет смысла. Трагические события последнего времени, связанные с серией террористических актов, произошедших в разных странах, эскалацией насилия в межгрупповом и межличностном взаимодействии выводят проблему безопасности как наиболее актуальную для современной социальной жизни, и, как следствие ставят задачу интенсификации психологических исследований и практических разработок в этом направлении. Как правило, психологические последствия социальных действий в чрезвычайных ситуациях оказываются более значимыми по своим социально-психологическим воздействиям, чем сами события. Выраженные отсроченные социально-психологические последствия - потеря веры в эффективность государственных структур, политических лидеров, в само государство - являются психологическим базисом, без которого невозможно эффективное функционирование государства. Возникла реальная необходимость в научной трактовке самого понятия «безопасность» как составной части социально-психологического тезауруса. Проблема безопасности занимала наших соотечественников с незапамятных времен, акцентируя внимание на условиях безопасности, надежности, стабильности, что отражено в народных пословицах: «Не рой другому яму, сам в нее попадешь»; «Не держи сто рублей, а держи сто друзей», «Ешь пирог с грибами, да держи язык за зубами». Идея безопасности присутствует в работах Платона, который опирался на представления Сократа и подчеркивал, что разумность познающего себя человека не является его изначальным, природным качеством, а приобретена им путем образования и воспитания. От природы человек наделен сознанием. Угрозы ему, его духовной целостности здесь видятся в отсутствии воспитания и образования. Не сумев образовать и воспитать себя, человек становится рабом своих страстей и прихотей, не способным мыслить и совершать сознательные и нравственно обоснованные поступки. Безопасность и благополучие личности связаны с формами государственного правления. Наибольшую угрозу для личности и всего общества представляют демократия и тирания. При демократическом правлении у власти находятся люди, не способные создавать ничего позитивного. Разрушаются нравственные основы жизни. Демократия приходит к самоотрицанию, перерождаясь в тиранию. «Тирания возникает не из какого иного строя, как из демократии: из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство»1. Идеи Платона и Сократа получили развитие в философии Аристотеля. Человек, в его понимании, несравненно выше любого живого существа, так как природа дала человеку интеллектуальную и моральную силу. Аристотель одним из первых заговорил о гармонически развитом свободнорожденном индивиде. Безопасность общества и личности обеспечивается, по Аристотелю, разумным государственным устройством, основу которого составляет средний класс рабовладельцев. В античной философии личность выступает как отношение человека к социуму. Последний еще не является для него внешним миром, а выступает как часть его собственного внутреннего мира, к которому фатально привязан. Таким образом, безопасность личности здесь напрямую зависит от общественной безопасности2. Аристотель отмечал, что «государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку, поскольку последний, оказавшись в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому. А тот, кто не способен вступить в общение, или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства»3. Любое асоциальное поведение, может быть опасным, а, следовательно, может привести к деструкции сложившегося уклада жизни, разрушению. По мнению Эпикура, государство обеспечивает потребности соблюдающей законы личности в безопасности и справедливом порядке, ее поддерживающем. Безопасность на личностном уровне это умение уклоняться от всего негативного, приходящего извне, благодаря удовлетворению только естественных потребностей и ограничения гражданской активности. Для Филодема безопасность есть результат договора, чтобы не причинять и не терпеть вреда, заключенного при общении людей и всегда применительно к тем местам, где он заключается Иное понимание безопасности сформировалось в эпоху Средневековья. Человек понимался как «образ и подобие» Бога, центр и высшая цель мироздания, венец творения, и в то же время он - «прах земной и в прах обратиться, «раб Божий», покорный слуга и исполнитель воли высших сил. Христианская философия поставила под сомнение тезис Сократа о том, что именно разум является специфическим выражением человеческой сущности. «Сам разум, - учил Августин, - это одно из наиболее сомнительных свойств человека, покуда он не озарен Божественным откровением. Бог предписал разуму, чтобы тот думал о нем так благочестиво и истинно». Угрозы человеку понимались средневековыми мыслителями исходящими из него самого, кроющимися в его природе. Фома Аквинский также отмечает, что человек не может безопасно существовать при тираническом правлении. Таким образом, Средневековая философия в осмыслении проблем безопасности отдала приоритет христианской вере по отношению к человеческому разуму: божественный страх есть основа спасения (Тертуллиан); безопасность определялась доверием к Богу и уверенностью в истинах, изложенных в Откровении. Примерно за четыре столетия до того, как у нас в науке стали появляться такие понятия как «комплексный подход», «системный подход» и т.д. российский священник Сильвестр написал сочинение: «Книга глаголемая домострой, имеет в себе вещи зело полезны, поучение и наказание всякому христианину, мужу и жене, и чадом, и рабом и рабынями». К нашим дням это сочинение иные критики обесценили, а многие просто забыли. «В «Домострое» ценно и то, что он не несет на себе печати ограниченной познавательной специализации и содержит, в частности, психологически существенные положения и идеи»4. «Домострой» насыщен идеями и рекомендациями, которые можно отнести к проблеме безопасности человека, общества и государства. Стабильность общества в контексте «Домостроя» понимается как нечто рукотворное, как то, что надо обеспечить человеческим трудом и талантом, противостоя враждебному, злому, бесовскому - всему, что противоположно истинно человеческому, доброму. Понятие «безопасность» благодаря философским концепциям Т. Гоббса, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, Б. Спинозы и других мыслителей XVII-XVIII вв. означает состояние спокойствия, появляющееся в результате отсутствия реальной опасности (как физической, так и моральной). В теории «общественного договора» Т.Гоббса понятию безопасности отводится центральное место. Гоббс использует теорию общественного договора для того, чтобы доказать, что закономерным результатом функционирования государства должна быть абсолютная власть суверена. Отталкиваясь от принципов философского механицизма, Т.Гоббс кладет в основание социального поведения индивида фундаментальные реакции влечения и отвращения, превращающиеся в желание власти и страх смерти. Именно страх объединяет людей в общество, побуждая их отказываться от стремления к неограниченному самоутверждению. Суть «общественного договора» в том, что люди, заботясь о своей безопасности, делегируют свою свободу абсолютной власти суверена, понимая, что в противном случае, избрав свободу безграничного самоутверждения, они остаются в естественном состоянии дикости, в котором никто не может им гарантировать личную неприкосновенность и безопасность. Дж.Локк также опирается на теорию «общественного договора», но приходит к принципиально иным выводам. Исходя из принципов эмпиризма и из представления о природе человека как о tabula rasa, он полагает, что человек не наделен от рождения пагубным своеволием и злым или добрым его делают соответствующие воздействия внешней среды. Каждый человек есть результат опыта, поэтому особое значение у Дж. Локка приобретает проблема организации общества, проблема качества общественной среды. Локк признает, что необходимым условием оптимальной организации общества является безопасность, но с точки зрения влияния на человеческий опыт не менее важную роль играет также свобода и возможность развития. «Общественный договор» был заключен ради обеспечения безопасности, но когда государство перестает гарантировать безопасность и даже само становится источником угроз, люди должны обезопасить себя от государства, и, таким образом, гарантировать себе важнейшие права. Для осуществления такой возможности необходима, согласно Локку, не столько безопасность, сколько личная, индивидуальная свобода. Характеризуя в целом свойственные философии Нового времени представления о безопасности, следует подчеркнуть, что они опираются на рационалистическую концепцию власти, где последняя в своих отправлениях руководствуется внешними для себя и разумными по своей природе целями и идеалами. Власть есть результат согласия, «договора», который ясно формулирует цели и задачи, встающие перед наделенными властью институтами, и эти институты, в силу своей «договорной» природы, уже не могут уклониться от решения поставленных задач. В качестве одной из так их задач рассматривается и обеспечение безопасности. Таким образом, для философов эпохи Просвещения и Нового времени безопасность связывается с прогрессом и перестройкой общественных отношений в соответствии с требованиями разума. Искоренив невежество, предрассудки, человек получает возможность познать безопасные условия жизни. Опора на собственный просвещенный разум делает человека свободным, независимым и способным защитить себя. Интересный взгляд на проблему безопасности принадлежит немецкой классической философии. Безопасность личности, по Канту, можно обеспечить только благодаря воле всего общества. Каждый член общества обязан подчиняться правовым законам5. Г. Гегель один из первых выдвинул идею гражданского общества как результата прогресса свободы6. Угрозы человеку и обществу, по Фейербаху, исходят из влияния религии. Человек раздваивается, отдавая небу свои положительные качества, находится в зависимости от им же вымышленного бога7. Заметное направление в философии в конце XIX - начале XX веков «Философия жизни», утверждала положение о том, что человек обречен на опасности, ибо жизнь опасна во всех своих проявлениях. К достаточно яркой работе в контексте проблемы безопасности можно отнести работу Посошкова И.Т. (1724)8. Он писал: «... в коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому», т.е. безопасно то общество, где чувствуют себя в безопасности его жители. Теоретико-методологические представления о феномене и проблематике безопасности в западной социологии XX века осмыслялись в контексте феноменологии Э. Гуссерля, представителей франкфуртской школы социологии (Ф. Поллок, М. Хоркхаймер и др.). Безопасность определяется сциентистами - П. Бурдье, У. Беком, Э.Гидденсом, Т. Парсонсом, К. Р. Поппером, А. Туреном, - как позитивная идея постиндустриального общества, к которой стремится личность и социальная система в целях самосохранения и чья информационная составляющая позволяет реализовывать на практике существующие в конкретном обществе ценности, обретающие характеристики объективного закона. Таблица 1. Анализ феномена безопасности9 Этапы истории Трактовка безопасности Парадигма безопасност и Категория 1. Цивилизации бронзового века Способность противостоять опасностям жизни (как о необходимости для выживания, самосохранения) Практическа я, эмпирическа я Обыденная 2. Древняя Греция (IV в. до н.э., Платон, Аристотель) Отсутствие для человека опасности или зла (представление как о благе) Философская метафизичес кая Философская 3. Древний Рим (II в. н.э., врач Гален) Состояние организма человека, защищенное от болезней Биологическ ая Медицинска я 4. Средневековая философская мысль (XII в., словарь Робера) Спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности Философская схоластическ ая Философская 5. Эпоха Возрождения (XV в., Лоренцо Валла) Следование жизненно важному инстинкту самосохранения Философская , гуманистиче ская Этическая 5. Философские концепции XVIIXVIII вв. (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо, Б. Спиноза) (первые попытки осмысления безопасности государства) Состояние, ситуация спокойствия, появляющаяся в результате отсутствия реальной опасности (как физической, так и моральной) Философская , общенаучная Философская 6. XVII-XVIII вв. Становление правовых отношений в западных странах на основе концепций естественного Неотъемлемое естественное право человека, охраняемое государственной властью Философская , правовая Правоваядоговора и философии права (английский Билл о правах 1689 года, американская Декларация независимости 1776 года, французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года) 7. Формирование понятия государственная безопасность в нормативных актах XIX в. (российское Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия 1881 года) Защищенность государства, государственного порядка и общественного спокойствия Правовая Правовая 8. Формирование понятия национальная безопасность в начале XX в. (Послание президента Теодора Рузвельта Конгрессу США, 1904 год) Защищенность национальных интересов Системная Социально- политическа я 9. Активное расширение хозяйственной деятельности человека в XX веке, формирование понятий: информационное насилие, экономическая безопасность, экологическая безопасность и др. Состояние осведомленности о возможных опасностях хозяйственной деятельности человека для принятия мер по предотвращению реальных и прогнозируемых угроз Системная Экономическ ая 10. Возникновение Психологическая Психология Социально- понятия психологическая безопасность (конец 70-х - начале 80-х годов) безопасность это отрасль психологической науки, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности, и пути использования психологии для повышения безопасности деятельности (Котик М.А.) труда психологиче ская 11. Закон РФ О безопасности (05.03.92) вводит категорию жизненно важные интересы личности, общества и государства; закрепляет понятие системы безопасности РФ, рассматривает в качестве элементов системы органы законодательной, исполнительной и судебной власти государств, общественные и иные организации и объединения, а также граждан, принимающих участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом. Безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз Комплекс Политико- правовая 12. Возникновение понятия психологическая безопасность (конец 70-х - начале 80-х годов) Психологическая безопасность это отрасль психологической науки, изучающая психологические причины несчастных случаев, возникающих в процессе труда и других видов деятельности, и пути использования психологии Психология труда Социально- психологиче ская для повышения безопасности деятельности (Котик М.А.) 13. Развитие психологии безопасности, которая изучает социопсихологически е явления и процессы, возникающие в ситуации угрозы (опасности) Психология безопасности - направление психологической науки и практики, которое интегрирует психологические исследования из разных областей психологии для решения задачи обеспечения безопасности человека и общества. Социально- психологиче ская Социально- психологиче ская Таким образом, важным этапом генезиса феномена безопасности является возникновение государства. С возникновением государства вопросы обеспечения безопасности становятся его основной функцией, когда оно берет на себя ответственность за реализацию интересов граждан и в этом смысле должно рассматриваться как институт безопасности. Однако закрепляемая государством иерархичность общества, обусловливающая иерархичность интересов, предполагает неоднозначную оценку совокупности интересов, существующих в обществе, которые могут иметь как общегосударственное значение, так играть и частную роль в функционировании общества и государства. Фактически деятельность государства по обеспечению безопасности граждан начинается с оценки значимости тех или иных общественных интересов для государственного целого. Так формирует ся государственная политика в сфере безопасности, основанная на концептуализации (то есть на признании приоритетной важности) жизненно важных интересов личности, общества и государства. В социальной психологии проблема безопасности рассматривалась наиболее подробно, прежде всего, в работах исследователей гуманистической ориентации А. Маслоу, Э. Фромма, У.Аронсона, К. Хорни, К.Лоренца и др. С точки зрения Генри А. Мюррея (1938), стремление к защищенности имеет скорее психологические, нежели биологические корни, и эти корни лежат в сфере человеческих взаимоотношений. Беспокойство по поводу собственной безопасности проявляется на уровне сознания как сильное чувство тревоги. Стремление к защищенности не является личностно направленным, так же как и беспокойство или страх неодобрения. Человек эмпатически, то есть интуитивно, отзывается на отношение к себе других людей. Если эти отношения враждебны или неодобрительны, то он ощущает их как внутреннее напряжение. Чтобы снизить возникшее напряжение, он будет предпринимать попытки получить одобрение окружающих. В теории Г. Салливана (1947) потребность физической близости также связана с чувством безопасности. Чувство одиночества, по мнению Г. Салливана, является настолько важной и устойчивой характеристикой, что становится ясно, что потребность в близости не может быть удовлетворена, равно как и потребность могущества. Главная цель, которую человек преследует в любых отношениях, - удовлетворить свои потребности, не утратив при этом чувства защищенности. Салливан признает, что личность может получать как одобрение, так и неодобрение от тех, с кем она взаимодействует, но представляется, что Салливан считает неодобрение более типичной реакцией. Однажды проведя принципиальное различие между собой и другими людьми и таким образом выйдя на общественную арену, человек всю жизнь пытается избежать неодобрения, как будто оно является угрозой его безопасности; он приспосабливает свои желания и потребности к желаниям окружающих. Один из основоположников гуманистической психологии А. Маслоу, в своей иерархической модели мотивации выделил и потребность в безопасности и защите. Сюда включены потребности: в организации, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий, в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании. Маслоу предположил, что определенные типы невротических взрослых людей в основном мотивированы поиском безопасности и эта потребность «часто находит специфическое выражение в поиске защитника: более сильного человека или системы, от которых он может зависеть»10. Карен Хорни в своей теории личности выделила две потребности детства: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности (быть любимым, желанным и защищенным от опасности и враждебного мира), при неудовлетворении которой у ребенка развивается установка базальной враждебности, что проявляется в чувстве страха, вины, обиды во взаимоотношениях с окружающими, как в настоящем, так и в будущем. Подавленные чувства негодования и враждебности приводят к развитию базальной тревоги - это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности, «ощущение одиночества и беспомощности перед лиц ом потенциально опасного мира»11. Эрих Фромм, говорил о том, что значительная степень автономии и свободы выбора, которыми наслаждаются люди, живущие в современном западном обществе, были достигнуты ценой утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личной незначимости. А невиданная свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Он полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной беспримерных трудностей в человеческом существовании.12 Достаточно интересна позиция Дж. Келли на проблему безопасности. С точки зрения Дж. Келли, «когда человек чувствует, что он в безопасности и может правильно прогнозировать события, он будет делать выборы, способствующие расширению своей системы, даже с риском ошибиться, но затем последует период, в течение которого он будет совершать выборы, снижающие вероятность ошибки и служащие подкреплениями». В отечественной психологии понятие психологическая безопасность начинает использоваться в связи с профессиональной деятельностью людей в предметной сфере в конце 70-х - начале 80-х годов в связи с интенсивным развитием промышленной социальной психологии. Анализ научных исследований в этой сфере безопасности (И.В. Абакумова, Л.И. Антонова, А.Г. Асмолов, И.А. Баева, СВ. Белов, В.Т. Ганжин, П.Н. Ермаков, Т.М. Краснянская, H.A. Лызь, Н.Н. Моисеев, А.В. Непомнящий, В.М. Розин, В.В. Рубцов, А.А. Реан, В.В. Семыкин, К.В. Чернов, Л.И. Шершнев) показал, что понимание сущности безопасности «производно от представлений о человеке». Именно исходя из этого, выявляются модельные представления о безопасной личности. Критерии безопасности трактуются исходя из тех структур, с которыми психологи идентифицируют человека. В подавляющем большинстве представлений о безопасности в качестве ее критерия подразумевается целостность физической структуры человека, соответствующая нормам стабильного функционирования организма. Таким образом, социально-психологический анализ феномена безопасности показал, что за последние десятилетия в социально-гуманитарных науках существенно возрос интерес к проблемам безопасного существования человека. Потребность в новом взгляде на мир и на то место, которое занимает в нем человек, заставляют исследователей искать новые пути осмысления и решения древнейших мировоззренческих проблем. Вопросы, связанные с безопасностью, всегда были приоритетными, определяя общую адаптационную стратегию, вырабатываемую как на уровне индивидуальных поведенческих стереотипов психологического свойства, так и на коллективном социальном уровне, культивирующем общие принципы безопасности человека как члена социума. Социум есть основная и первичная система обеспечения безопасности индивида, поскольку является главным условием реализации его потребностей и интересов. В современном мире потребность в безопасности, в комплексной реализации мер по ее осуществлению становится одним из главных политических приоритетов. Быстрое совершенствование информационных технологий, обострение экологической угрозы, другие проблемы развития современного мира порождают новые виды опасностей и угроз и, следовательно, необходимость разработки стратегических мер по их предотвращению. Выявление рациональных оснований безопасного развития общества связано с установлением оптимального режима функционирования всех сфер общественной жизни, а также паритетного создания условий безопасности для всех категорий населения. К сожалению, в современной России налицо реальные угрозы дестабилизации общественной жизни, связанные с различными видами опасностей, в том числе и глобальных. Социально-психологический анализ оснований безопасного развития общества создает возможность теоретического обоснования и практического воплощения таких мер, которые позволяют максимально избегать негативного влияния внешней среды. Разумеется, решение этого вопроса зависит не только от создания концепции безопасности, но и от научно-обоснованной государственной и региональной политики в сфере безопасности. Такая политика требует разработки методологических основ ее формирования, реализации и повышения эффективности. Социально-психологический анализ понятия безопасности является обязательным компонентом создания комплексной концепции безопасности и ее практического воплощения. В связи с этим несомненную актуальность приобретает социально- психологический анализ феномена безопасности, систематизация всех знаний о безопасности, как специально-технических, так и исторических, политологических, культурологических. Возникает необходимость создания общей теории безопасности, которая, прежде всего, должна опираться на строгий социально-психологический анализ понятия безопасности.