Text (PDF):
Read
Download
Обучение в высшем учебном заведении для современного молодого человека - является важнейшим периодом его жизни, личностного роста и становления как будущего специалиста. Способность адаптироваться, умение справляться с большой учебной нагрузкой и социализироваться в вузе является важным фактором успешного развития студента, а в будущем - специалиста с высшим образованием. Поэтому начальный этап обучения в высшем учебном заведении связан с перестройкой сложившихся стереотипов, привычек школьника, необходимостью изменять своё поведение и деятельность. Главной целью обучающегося первого курса становится овладение способами и приёмами учебной деятельности, принятие для себя нового социального статуса. Проблема качества образования - одна из центральных в современной образовательной науке, потому что она связана с решением комплекса задач, направленных на развитие личности. Поэтому в последнее время в России уделяется очень большое внимание и делается акцент на качестве образовательных программ, позволяющих обучающимся социализироваться и включиться в общую систему образования. Внедрение инновационных технологий, увеличение учебной нагрузки приводят к значительному снижению двигательной активности, следствием чего становится ухудшение состояния здоровья, снижение адаптационных возможностей организма студента. Исходя из актуальности данной проблемы, на кафедре «Здоровьесберегающие технологии и адаптивная физическая культура» МГТУ им. Н.Э. Баумана в Центре Здоровья и психологической поддержки студентов одним из направлений работы является деятельность по оказанию психологической помощи и поддержки, обучающихся к жизни и учебе в вузе. Безболезненность периода адаптации и социализации к обучению в вузе будет зависеть от ранее сформировавшихся социальных установок обучающегося. Образовательные технологии предполагают консолидацию всех усилий образовательного учреждения, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья обучающихся. Здоровьесберегающие технологии решают задачи сохранения и укрепление здоровья сегодняшних студентов. Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья студентов. Здоровьесберегающие технологии - динамичная система разработки и реализации комплекса организационных, психолого-педагогических и медико-социальных мероприятий, направленных на оптимизацию учебного процесса, воспитательную работу, досуговую деятельность, безопасность, социальную и психологическую поддержку студентов с целью сохранения, укрепления здоровья и профилактики их девиантного поведения [3]. В отечественной и зарубежной социальной психологии неоднократно предпринимались попытки исследовать вопросы сущности социальной установки о соотношении ценностей, ценностных ориентаций и социальных установок в психической структуре личности [1]. Сложились различные подходы к анализу этих проблем. В рамках одних подходов социальная установка определяется как ценностная ориентация. В то же время в рамках других подходов ценность определяется как основная детерминанта социальной установки. Анализ теоретических подходов в отечественной и зарубежной социально-психологической литературе, применительно к обучающимся, позволяет опираться на методологически важные понятия, к которым относятся и социальные установки. Социальная установка - это приобретённая ориентация, направленная на определённые объекты, которая сравнительно устойчива и которая влияет и мотивирует наше поведение по отношению к этим объектам, структурно состоящая из познавательного (когнитивного), эмоционального (аффективного) и поведенческого компонентов [1]. В установке наличествует: процесс объективации и регармонизации, работающие как адаптационные механизмы. Смена социальной установки подготавливается объективацией прошлого опыта, регармонизируя их отжившие, ненужные компоненты, способствует тем самым завершению процесса формирования новых социальных установок, открытию перспективы в будущем, осознанию реальности жизни, связи прошлого, настоящего и будущего в единое целое. С помощью процесса регармонизации происходит выборка из фиксированных установок того, что может быть полезно в новых условиях. Объективизация благоприятствует акцентированию сознания на различиях между старой и новой средой обитания, тем самым оказывает влияние на формирование новых установок [2]. Можно выделить общую основу для психических и социальных установок, которая заключается в том, что психические и социальные установки отражают готовность или отношение готовности к той или иной деятельности. При этом социальная установка выступает как первичная реакция субъекта на ситуацию или объект в форме первичного отражения ситуации; она не является врожденным психическим феноменом или приобретенным, подобно навыку на основе опыта, а образуется на основе взаимодействия двух факторов - потребности и ситуации. Социальный опыт студента не может не отразиться на диспозиционной структуре. В процессе усвоения социального опыта происходит изменение позиций личности от роли стороннего наблюдателя к заинтересованности, а от заинтересованности к готовности и убежденности, а затем и к деятельности, соответствующей системе приобретенного социального опыта. Период адаптации к обучению в вузе зачастую проходит на фоне развития стрессовой ситуации. Это определяется не фактическим изменением в состоянии здоровья, а мерой информированности о новой обстановке (когнитивный компонент). Переоцениваются взгляды на жизнь, отношение к себе, к своему окружению, обычные ситуации представляются в новом свете. В тоже время мы предполагаем, что у студентов проявляются социальные установки, сформировавшиеся до учебы в вузе: ценность дружбы, семьи, любви, переживания прекрасного в природе и искусстве, саморазвития, которые являются содержанием приобретенного социального опыта. Под воздействием новой обстановки, могут возникать социальные установки, которые препятствуют эффективным взаимоотношениям. Студенты отличаются стремлением к установлению контактов преимущественно с одногруппниками, которые имеют схожие социальные установки. Существует тенденция ценностных отношений на общении с людьми через призму сформировавшихся в предыдущий период жизни взглядов и стереотипов. Содержанием приобретенного социального опыта являются ценности общения и принятия другого, индивидуалистические ценности, личной жизни, самоутверждения. Межличностные взаимоотношения в учебном коллективе реализуются, проявляются и формируются как система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленные ценностями и социальным опытом, на которых основывается общение людей, а также содержанием и организацией совместной деятельности. Психодиагностическое диагностирование социальных установок специалисты - психологи Центра Здоровья и психологической поддержки студентов проводят на аппаратно-программном психодиагностическом комплексе «Мультипсихометр». Выявленные особенности в динамике социальных установок обучающихся позволяют осуществлять комплекс мероприятий, направленных на коррекцию нарушений регуляции социального поведения. Специалистами кафедры были разработаны и внедрены в работу здоровьесберегающие технологии: технологии обучения студентов здоровьесберегающей деятельности; формирование мотивационно-ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; скрининг и мониторинг их психического благополучия; выявление и дифференцирование отклоняющихся поведенческих реакций отдельных индивидуумов в коллективе; совершенствование рефлексивных умений студентов по сохранению и укреплению своего здоровья в процессе их профессионального обучения в вузе; интеграция учебной и внеучебной деятельности и др. [4]. Для студентов с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями разработаны адаптированные программы по дисциплине «физическая культура». Здоровьесберегающие технологии - динамичная система разработки и реализации комплекса организационных, психолого-педагогических и медико-социальных мероприятий, направленных на оптимизацию учебного процесса, воспитательную работу, досуговую деятельность, безопасность, социальную и психологическую поддержку студентов с целью сохранения, укрепления здоровья и профилактики их девиантного поведения.[5] Особую значимость приобретают возможности получения знаний о путях и способах поддержания наличного уровня физических возможностей, его укрепления и развития; преодоления с помощью этих знаний стереотипов неразрешимости ситуации, страха перед физической активностью, отношения к ней как потенциальной опасности. Социально-психологический тренинг (СПТ) является одним из наиболее действенных способов воздействия на личность и групповые процессы, так как позволяет решить задачи интенсивного формирования и развития профессионально значимых навыков и умений, а также скорректировать развитие мотивации на здоровый образ жизни. К эффектам СПТ можно отнести развитие у его участников навыков самодиагностики, диагностики партнеров по общению, диагностики взаимоотношений, а также развитие ценностной ориентации на активный образ жизни. С помощью СПТ специалисты кафедры решают следующие задачи: 1. Активизация социальных установок ведущих к здоровому образу жизни. 2. Формирование навыка адекватного ролевого общения, понимание негативных тенденций в процессе взаимодействия в профессиональной и учебной деятельности. 3. Развитие способностей обучающихся производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей. 4. Научить обучающихся основам упражнений аутогенной тренировки, саморегуляции направленной на снижение нервно-эмоциональной тревожности. Коррекция социальных установок с помощью здоровьесберегающих и оздоровительных технологий как способов и средств достижения цели в сфере взаимоотношений осуществляется в процессе проведения социально-психологического тренинга. Эффективно организованная работа является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека и как будущего специалиста. Именно поэтому разработанная и применяемая на практике специалистами кафедры «Здоровьесберегающие технологии и адаптивная физическая культура» МГТУ им. Н.Э. Баумана комплексная программа по созданию условий для формирования здорового образа жизни студентов может рассматриваться как эффективное средство повышения успеваемости, укрепления здоровья и помощи в адаптации студентов к обучению. Таким образом, обеспечение равного доступа к образовательному процессу для всех обучающихся, с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, основная задача преподавателей. Здоровьесберегающие и оздоровительные технологии в образовательных организациях высшего образования позволяют обеспечить физическое, психическое и социальное благополучие обучающихся.