Text (PDF):
Read
Download
По данным ведущих социологических служб, после того, как Крым вошел в состав РФ, после того, как Россия жестко и бескомпромиссно заняла твердую позицию по всем внешнеполитическим вопросам, в нашей стране резко повысился уровень патриотических настроений. Граждане РФ сплотились в едином порыве перед введенными санкциями, перед последовавшей за ними внутренней экономической нестабильностью. После этого прошло уже более 3-х лет, и постепенно высокий уровень патриотизма может пойти на убыль. Это нормальное свойство всех людей, мы приспособились к внешним изменениям, из нашей памяти постепенно уходит тот накал, который пронзал нас 3 года назад. Несмотря на непростое экономическое положение, частичное секвестирование бюджета на социальные нужды, считаю необходимым поддержать патриотические настроения на сложившемся уровне. Понятие патриотизма очень широкое, каждый человек под ним понимает своё. Конечно, мы должны понимать, что развитие патриотизма не ограничивается участием в военно-патриотических кружках и выступлениях в краеведческих музеях. Думаю, понятие патриотизма прежде всего связано с понятием созидания, творчества, работы, удовольствия от работы, с понятием семьи и ответственности, с понятием чести и достоинства, уважения и преданности. Для развития патриотизма необходимо развивать ценности созидания, а не потребления. Кто такой патриот? Это не просто человек, любящий и гордящийся своей Родиной, это человек-созидатель, а не потребитель, это творческий, целеустремленный, образованный, воспитанный человек. На мой взгляд, крайне важно развивать и популяризировать инженерные специальности, инженерные кружки, клубы моделирования и робототехнические клубы. Это сформирует у молодежи ценности созидания и разовьет важные навыки. Мы живем во время глобализации и массового потребления, навязанного потребления. Нам не нужно менять каждые полгода телефоны и планшеты, но по статистике 80 % молодежи испытывает острую потребность в частой смене цифровых приборов (гаджетов), а это не что иное, как острая зависимость. То есть молодой человек попадает под влияние искажённого массового сознания, навязчивой рекламы [6] (Semikin, Mysina, Pichugina, 2014). По статистике, гаджетозависимостью страдают люди с заработком ниже среднего, это достаточно просто объясняется с точки зрения психологии. Это значит, что люди не могут контролировать свои необходимые потребности, не могут отделить важное от второстепенного, нужное от ненужного, эти люди подвержены внушению, имеют нечеткую жизненную позицию [3] (Kokueva, Sukhodrovskiy, Yatsenko, 2010). Отсюда напрашивается вывод: эти люди попадают в группу риска, этим людям мы должны уделять повышенное внимание. Но не только гаджетозависимость внушает серьёзные опасения. Ситуация с потреблением психоактивных веществ остаётся крайне напряженной. Скорость, с которой синтезируются новые психотропные вещества, внушает страх. По информации МВД России, ситуация с наркопотреблением в стране продолжает оставаться крайне острой. По результатам мониторинга наркоситуации в Российской Федерации, около 18 миллионов жителей нашей страны, или 14,5 % от общего населения, хотя бы раз в жизни пробовали наркотики. Среди них психоактивные вещества регулярно или эпизодически употребляют 8 миллионов человек, или 6,6 % от общего населения Российской Федерации. Согласно экспертным оценкам, ежегодно от наркотиков в Российской Федерации умирает как минимум 20-30 тысяч молодых людей. Проблема потребления психоактивных веществ является крайне актуальной, особенно для людей допризывного возраста. Решать эту проблему нужно используя системный многофакторный подход, так как задача профилактики наркомании охватывает широкий спектр деятельности человека. Необходимо широко применять принципы «связи поколений», работы с ветеранами, организовывать встречи с присутствием ветеранов и молодых людей, чтобы они имели возможность свободно общаться. Мы хотим видеть современных молодых людей активными, думающими, небезразличными к своей судьбе и судьбе общества, судьбе страны, в которой они живут. Молодые люди должны иметь чёткую цель в жизни и знать, как её достичь. Необходимо четко понимать, что победить зло наркомании одними силовыми методами невозможно. Невозможно перевоспитать наркомана, посадив его в тюрьму. Скорее, напротив, в тюрьме он может научиться и другим формам криминального поведения. Проблема наркотизации общества может быть решена только комплексными мерами на всех уровнях: федеральном, региональном и, конечно, муниципальном. Наступило время, когда мы должны провести системную интеграцию действий по реализации антинаркотической политики. И решающим звеном здесь является муниципальный уровень. Именно здесь - в сёлах, городах и муниципальных районах - разворачиваются главные события. Именно здесь мы обязаны сконцентрировать все ресурсы, как финансовые, так и административные, идеологические и другие, чтобы действовать адресно и с проверяемой эффективностью. Совсем недавно, в соответствии с федеральным законом 120-ФЗ от 7 июня, субъекты федерации и органы местного самоуправления получили право проводить мероприятия в области профилактики наркомании, включающие реабилитацию и ресоциализацию наркопотребителей. За последние три года в стране созданы муниципальные антинаркотические комиссии. Но, к большому сожалению, их недостаточно. Именно муниципальный район должен стать, наряду с семьёй и непосредственно человеком, головным заказчиком на реабилитацию [2] (Sukhodrovskiy, 2013). Государственная антинаркотическая политика должна начинаться на местном, муниципальном и районном уровне. Это и работа участковых, социальных работников, которые осуществляют патронат, сотрудников органов опеки, комиссий по делам несовершеннолетних. На уровне муниципалитетов необходимо продолжать развитие профилактических, волонтерских проектов. Очень важно работать с трудными подростками и с их семьями, заниматься организацией семейной профилактики в форме родительских клубов, родительских патрулей. Также на муниципальном уровне необходимо развивать проекты организации постреабилитации наркозависимых, успешно окончивших курс реабилитации, адаптацию их в общество посредством трудоустройства, включения в здоровые досуговые сообщества, группы взаимопомощи. Представители муниципалитетов совместно с органами внутренних дел могут собирать и анализировать информацию о местных особенностях наркопотребления, которую необходимо ежеквартально обсуждать на заседаниях антинаркотических комиссий. Таким образом, создание вертикально интегрированной системы профилактики наркомании в молодёжной среде, начиная от работы Госдумы до работы муниципальных депутатов на местах в районах, позволит повысить эффективность работы. Необходимо ввести обязательную обратную связь для контроля над исполнением поставленных задач. Для построения эффективной системы необходима консолидация федеральной и местной власти, исполнительных и законодательных органов. Также необходимо помнить о ведущей роли неправительственных некоммерческих организаций, общественных движений. Именно они приняли на себя основную функцию по профилактике, реабилитации, ресоциолизации наркопотребителей. Основной целью общественных организаций является улучшение состояния физического и духовно-нравственного здоровья граждан Российской Федерации, повышение качества их жизни [5] (Dekhanova, Sukhodrovskiy, 2014). Одну из решающих ролей в области профилактики, реабилитации и ресоциализации наркозависящих играют волонтерские организации. Для совершенствования работы волонтеров мы предлагаем создать федеральную трудовую книжку волонтера, где будут записаны все выполненные работы. По окончании календарного года необходимо премировать лучших волонтеров. Это создаст конкурентную среду и поможет повысить мотивацию на работу. В ведущих европейских странах студент в образовательных учреждениях не может быть допущен до сдачи зачетов и экзаменов, если он не состоял в волонтёрской организации. У нас пока что этого нет. Необходимо развивать и поощрять работу волонтеров. Волонтерская работа воспитывает в людях доброжелательность, чувство взаимопомощи, чувство сопричастности. Корыстные люди не способны работать в волонтерских организациях. Развитие молодёжного волонтерского антинаркотического движения является крайне актуальной задачей, мы будем и дальше всячески поддерживать и совершенствовать работу волонтерских организаций в нашей стране. Будем надеяться, что с привлечением к работе волонтерских антинаркотических организаций ситуация с наркопотреблением изменится в лучшую сторону. Волонтерские организации показали себя с хорошей стороны не только в плане антинаркотической работы, но и в работе по развитию патриотизма. По моему мнению, последние несколько лет в России стали решающими в плане развития патриотического воспитания молодежи, формирования духовно-нравственных ценностей. Президент РФ и правительство уделяют большое внимание именно патриотическому воспитанию, назвав это «духовными скрепами», без которых невозможно построить крепкое, стабильное, централизованное государство. В администрации президента создано управление по общественным проектам, которое будет отвечать за развитие патриотического воспитания и укрепление духовно-нравственных основ общества. Это говорит о том, что руководство страны делает ставку на это направление, что, в свою очередь, накладывает на всех большую ответственность, так как реализация подобных программ будет проходить посредством выполнения программ некоммерческих неправительственных организаций. За период нашей совместной работы с подобными организациями разработаны программы по патриотическому воспитанию подростков, идет тесная работа с центром молодежного парламентаризма, на его базе проводятся регулярные встречи с молодежью, основной целью которых является формирование истинных ценностей, любви и уважения к своей Родине. Совместно с советами ветеранов, на базе школ проводятся встречи ветеранов с детьми, старшее поколение прививает и развивает патриотические ценности. Эта работа является для нас одной из приоритетных. Программы, разработанные нашей организацией, ставят за основу толерантное поведение подростков, умение уживаться и находить общий язык с людьми других национальностей и вероисповеданий. В этом направлении мы тесно работаем с представителями РПЦ. Также мы курируем развитие в округе добровольной народной дружины, в этом нам помогает руководство Управления внутренних дел, работа идет с опорными пунктами охраны правопорядка, участковыми, уполномоченными на местах. Выступая составной частью всей деятельности по подготовке подрастающего поколения к выполнению важнейших социальных функций в различных сферах жизни, патриотическое воспитание включает в себя комплекс мер духовного, идеологического, социально-политического, психологического, социально-педагогического и иного характера. Среди них социально-педагогический компонент является доминирующим и составляет его ядро, поскольку, только сформировав личность гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентирами, интересами, установками, мотивами деятельности, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации функции защиты Отечества, подготовке к военной и государственной службе. Основываясь на описании модели выпускника средней образовательной школы, а также на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, согласно которой современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, нами разработана «Программа формирования системы ценностей, связанных с понятием патриотизма». Целью программы является развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей; формирование у них профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности. Важную роль в этом процессе играет формирование здорового образа жизни, проведение военно-патриотических игр. Мы живем в многонациональной и многоконфессиональной стране. К сожалению, националистический и религиозный накал в последнее время становится всё больше. Особенно резко это проявляется в молодёжной среде, и это объяснимо. Как сказал Уинстон Черчилль: «Кто в молодости не был радикалом - у того нет сердца, кто в зрелости не стал консерватором - у того нет ума». Именно поэтому нашей целевой аудиторией является молодежь. Необходимо прививать идеалы патриотизма, а не национализма, так как патриотизм - это любовь к Родине и народу, а национализм - ненависть к непохожим на тебя. Мы стараемся воспитать в людях активную гражданскую позицию, сформировать нравственный стержень, умение не зависеть от мнения других, желание и возможность принимать правильные, взвешенные решения. Наша основная цель - создать идеологию! Идеологию созидания, идеологию производства, идеологию творчества, культуры и уважения! Для этого крайне важно уделять повышенное внимание профильному техническому и физико-математическому образованию. Для современного этапа развития нашего общества и науки характерно укрепление связи психологической науки с системой образования. Такая тенденция объясняет тот факт, что большое количество исследований в сфере психологии направлено на изучение феноменов и явлений, связанных с решением актуальных вопросов и задач в области обучения и образования [7] (Semikin, Dartau, Stefanyuk, 2006). Одной из важнейших задач, требующих своего решения, является психологическое сопровождение личности на различных этапах образования (средняя школа, колледж, ССУЗ, вуз и т.д.). Здесь важно понимать, что специфика программ сопровождения и поддержки на каждом этапе будет связана не только с возрастными и гендерными особенностями, но и с профилем, специализацией образовательного учреждения [1] (Khrustalyova, Sukhodrovskiy, 2015). Существует ряд исследований отечественных авторов, посвященных вопросу изучения формирования различных личностных структур в контексте профильного обучения, которые приводят нас к выводам, что выделение профильности образования как фактора формирования и развития личности на различных возрастных этапах обосновано, оправдано и перспективно для дальнейшего изучения и анализа. Учиться технической специальности достаточно сложно, даже имея способности и интерес к данной научной области. Недаром, например, среди студентов и абитуриентов МГТУ им. Н.Э. Баумана популярна поговорка «В Бауманку проще поступить, чем ее закончить». Обучение, которое по сравнению с большинством других специальностей рассчитано на шесть курсов (специалитет), требует от студентов терпения, сосредоточенности, хорошей памяти, логики, умения анализировать и т.д. Требования к качеству знаний крайне высоки, на протяжении всего обучения студентам приходится охватывать и перерабатывать огромные объемы материала, овладевать различными способами познания, участвовать в научно-исследовательских работах, создавать собственные проекты и т.д. [4] (Khrustalyova, 2014). Безусловно, при таких интенсивных нагрузках студентов возникает необходимость их психологического сопровождения и поддержки. При этом учащиеся физико-математического направления имеют свои личностные особенности, которые следует учитывать при организации и проведении психологических консультаций, групповых тренингов, профилактических работ с учащимися.