Text (PDF):
Read
Download
Главная задача современного образования - обеспечить устойчивый вектор профессионального и личного развития учащихся. Наличие целей, готовность к использованию полученных знаний, умений и навыков для их достижения, становятся основой успеха в быстро меняющемся мире. Проблема временной детерминации развития личности, связи жизненных и временных перспектив, представлена в работах Абдульхановой-Славской К.А., Арестовой О.Н., Белинской Е.П., Болотовой А.К., Зимбардо Ф., Головаха Е.И., Ковалева Е.И., Леонтьева Д.А., Толстых Н.Н., Фельдштейна Д.И., Некрасова Е.В., Селина А.В., Цуканова Б.И. и др. Необходимо отметить, что подростковый возраст является, пожалуй, единственным временем в жизни человека, когда общество настоятельно требует от него выбора жизненного пути и построения планов на будущее. Таким образом, вопрос отношения ко времени и наличия перспективных образов-целей, является особенно актуальным для выпускников средних образовательных учреждений. Изменения и модернизация, происходящая в системе образования, наличие большого количества педагогических методов и форм обучения, используемых в современной школе, определили основные задачи исследования: выявить влияние инновационных методов обучения на особенности построения временной перспективы и формирование отношений к прошлому, настоящему и будущему. Для достижения поставленной цели использовались следующие методы: опросник ZTPI (Zimbardo Time Perspective Inventory) Ф. Зимбардо, опросник «Компас времени», основанный на методе мотивационной индукции Ж. Нюттена. Ж. Нюттен связывает временную перспективу с «иерархией целей личности», которая состоит в одновременном присутствии в сознании человека разноудаленных объектов-целей или «мотивационных объектов». Временная перспектива и выступает как функция составляющих ее мотивационных объектов, определяющих ее глубину, структуру, степень реальности, содержательные характеристики и т.д. [6] (Mysina, Semikin, 2013). Ф. Зимбардо рассматривает временную перспективу как фундаментальное измерение в структуре психологического времени [3] (Gorkaya, Khudysheva, 2016). Принимая за основу метода модель жизненного пространства К. Левина [4] (Zimbardo, 2008), он считает, что особенности восприятия своего прошлого опыта и видения будущего влияют на интерпретацию и реакцию человека на события настоящего, на принимаемые им решения и поведение. Таким образом, во временной перспективе выделяют пять основных факторов: ориентация на будущее, гедонистическое и фаталистическое настоящее, позитивное и негативное отношение к прошлому. Кроме этого, авторы предлагают оценивать степень сбалансированности временной перспективы. Перевод на русский язык и адаптация методики была осуществлена А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной. Исследование взаимосвязи методов обучения и особенностей временной перспективы, производилось в 2015-2016 годах на базе гимназии № 3 г. Самары. В психологической диагностике принимали участие ученики двух 11 классов, в количестве 55 человек (23 мальчика и 27 девочек). Особенностью обучения в 11 «А» классе является активное использование инновационных педагогических методов, направленных на становление активной и инициативной позиции учащихся. Подход был определен как «инновационный», поскольку в учебной программе доминируют активные методы обучения, такие как проблемные задачи, кейсы, проекты, дидактические игры и т.д. Программа подготовки в 11 «Б» классе так же предполагает использование активных методов обучения, но доминируют в учебном плане традиционные занятия, направленные, прежде всего, на усвоение знаний, умений и навыков. При проведении диагностического исследования первая группа учащихся была обозначена как проходящая обучение по «инновационной программе», а вторая группа, как учащиеся «традиционной» формы подготовки. Результаты особенностей временной перспективы учащихся разных классов представлены в таблице 1. Таблица 1. Особенности временной перспективы учащихся инновационной и традиционной формы обучения Факторы 1 группа 2 группа Фактор «Негативное прошлое» 10 20 Фактор «Гедонистическое настоящее» 25 40 Фактор «Будущее» 40 35 Фактор «Позитивное прошлое» 25 5 Фактор «Фаталистическое настоящее» 0 0 Итого 100 100 Важной особенностью временной перспективы учащихся разных форм подготовки является отсутствие у школьников фактора «фаталистического настоящего», что говорит об активной личной позиции, уверенности в возможности изменения складывающихся обстоятельств и достижении целей. Негативная установка в отношении прошлого больше выражена у подростков в классе с доминированием традиционных методов обучения. Такое отношение к прошлому возникает чаще всего как результат негативной реконструкции произошедших событий. Оно сопровождается переживаниями боли, сожаления, разочарования. Для учащихся, проходящих обучение с доминированием инновационных форм обучения, более характерно сентиментальное, ностальгическое, теплое и радужное отношение к своему прошлому. Для них характерно обращение к прошлому как источнику позитивных воспоминаний и событий. В классе с традиционным подходом к обучению, для большинства учеников, настоящее воспринимается как источник возбуждений и удовольствий. Они не склонны заботится о последствиях поступков и будущих выгодах или наградах, что характерно для «гедонистического настоящего». Данные особенности отличают 25 % учащихся «инновационной» группы и 40 % учеников «традиционного класса». Для всех выпускников характерна ориентация на будущее, но в «инновационном» классе выраженность данной тенденции выше. Это говорит о том, что они чаще и больше стремятся к реализации намеченных планов и достижению поставленных целей. В целом, выпускники оценивают эмоциональную ситуацию в прошлом как благоприятную, и верят в возможность управлять обстоятельствами собственной жизни. Отличием учеников «традиционной» формы подготовки является более негативное эмоциональное и ценностное отношение к прошлому. Это можно объяснить стремлением объяснить неудачи или страхи настоящего событиями из прошлого, субъективной невозможностью использовать прошлое как ресурс для удовлетворения потребностей и желаний настоящего. Для определения качественных отличий в целях и построении планов на будущее использовался опросник «Компас времени», основанный на методе мотивационной индукции (MIM) Дж. Нюттена. Участникам исследования предлагалось 20 утверждений, при ответе на которые школьники формулировали цели и желания, значимые для них в будущем. Полученные результаты анализировались на основании основных категорий анализа MIM. Все мотивационные объекты были разделены по источнику активности и значимости для общества на восемь основных групп: S (Self) - мотивационные объекты, связанные с личностными особенностями и интересами; SR (Self-realization) - цели или действия, направленные на саморазвитие и самоактуализацию; R (Realization) - цели, связанные с работой или производством; С (contact) - цели и желания, связанные с другими людьми; Е (exploration) - интеллектуальная активность, направленная на получение информации, познание, исследование и т.д.; Т (Transcendental) - мотивационные цели или ценности, имеющие религиозную, экзистенциальную или трансцендентальную природу; Р (Possessions) - желание приобретать, обладать какой-то вещью, предметом; L (Leisure) - отдых, досуг, или любая активность, не связанная с работой. Таблица 2 Мотивационные объекты учащихся инновационных и традиционных форм обучения Мотивационные категории 1 группа (%) 2 группа (%) 1 группа (ранг) 2 группа (ранг) 1 C(contact) 13,5 12,5 4 3 2 S(Self) 16,5 20,3 1 1 3 R(Realization) 11,5 15,7 5 2 4 SR(Self-realization) 11,0 12,6 6 4 5 L(Leisure) 5,5 10,5 8 5 6 E(exploration) 15,5 10,4 2 7 7 T(Transcendental) 1,2 1,5 9 6 8 P(Possessions) 14,5 10,5 3 8 9 Другие 10,8 6,0 7 9 Итого: 100 100 45 45 Полученные результаты показывают, что учащиеся, не зависимо от используемых методов обучения, ориентированы на достижение личных целей, раскрывающих особенности взглядов и способностей детей. Тем не менее, ученики «инновационного класса», в котором доминируют проблемные и проектные методы обучения, ставят больше интеллектуальных и познавательных задач, решить которые предстоит в будущем. Активность, направленная на получение информации, образование, исследование (15,5 %) и стремление к обладанию чем-либо, готовность получать, приобретать, покупать (14,5 %), являются доминирующими для подростков. Основными доминирующими мотивационными объектами для учащихся «традиционной» формы обучения являются, цели, способствующие саморазвитию и самоактуализации (15,7 %), ориентация на полезную производительную деятельность (12,6 %) и стремление к социальному взаимодействию. Меньше всего учащиеся ориентированы на достижение целей, имеющих религиозную природу. Кроме того, выпускники «инновационного класса» практически не ставят задач, связанных с отдыхом и развлечениями. Для проверки значимости полученных различий мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена: = ; 0,68 (при p≤ 0,05), где d - разность между рангами по двум переменным для каждого испытуемого; N - количество ранжируемых значений. Анализ полученных результатов поставленных целей позволяет говорить о том, что выпускники отличаются склонностью к самоанализу и самооценке. Индивидуальные цели зависят от сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» школьников может быть случайным и не критично заимствованным. Тем не менее, для молодых людей важен ответ на вопрос «Кто Я?», «Каким Я должен быть?» по отношению к другим людям. Этим можно объяснить меньшую значимость целей, имеющих религиозную, экзистенциальную или трансцендентальную природу. На основании проведенного исследования особенностей временной перспективы и целей, на которые ориентируются учащихся, можно сделать следующие выводы: 1. В соответствии с особенностями социальной ситуации, современные выпускники ориентированы на будущее и активное достижение поставленных целей. Методы педагогического обучения, прежде всего, отражаются на отношении к прошлому и направленности деятельности в настоящем. Доминирование инновационных методов обучения повышает активность, готовность использовать ресурс настоящего в будущем, и способствует формированию позитивного восприятия прошлого. Для них характерно сентиментальное, ностальгическое, теплое и радужное отношение к своему прошлому. 2. Для выпускников среднего учебного заведения характерно стремление к самореализации и проявлению индивидуальных особенностей: - Учеников, использующих инновационные методы обучения, отличает активность, направленная на получение информации, проведение исследований, а также большее количество конкретных и материальных целей; - Для учащихся «традиционной» модели подготовки характерными являются цели, связанные с социальным взаимодействием и развитием. Они ориентированы на трудовую деятельность и развитие.