THE OPEN FUTURE AS RESULT OF USE OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
Authors pay special attention to the problem of influence of innovative forms of education on characteristics of goal setting and creation of temporary prospect of a personality. We show the interrelation between training methods and characteristics of temporary prospect of a personality. The research shows that the use of innovative forms of trainings promotes formation of active and initiative position of students and attitude towards the past and orientation to the future.

Keywords:
temporary prospect, open future, motivational images of goals, innovative approach in education, active training methods, active position of students
Text
Text (PDF): Read Download

Главная задача современного образования - обеспечить устойчивый вектор профессионального и личного развития учащихся. Наличие целей, готовность к использованию полученных знаний, умений и навыков для их достижения, становятся основой успеха в быстро меняющемся мире. Проблема временной детерминации развития личности, связи жизненных и временных перспектив, представлена в работах Абдульхановой-Славской К.А., Арестовой О.Н., Белинской Е.П., Болотовой А.К., Зимбардо Ф., Головаха Е.И., Ковалева Е.И., Леонтьева Д.А., Толстых Н.Н., Фельдштейна Д.И., Некрасова Е.В., Селина А.В., Цуканова Б.И. и др. Необходимо отметить, что подростковый возраст является, пожалуй, единственным временем в жизни человека, когда общество настоятельно требует от него выбора жизненного пути и построения планов на будущее. Таким образом, вопрос отношения ко времени и наличия перспективных образов-целей, является особенно актуальным для выпускников средних образовательных учреждений. Изменения и модернизация, происходящая в системе образования, наличие большого количества педагогических методов и форм обучения, используемых в современной школе, определили основные задачи исследования: выявить влияние инновационных методов обучения на особенности построения временной перспективы и формирование отношений к прошлому, настоящему и будущему. Для достижения поставленной цели использовались следующие методы: опросник ZTPI (Zimbardo Time Perspective Inventory) Ф. Зимбардо, опросник «Компас времени», основанный на методе мотивационной индукции Ж. Нюттена. Ж. Нюттен связывает временную перспективу с «иерархией целей личности», которая состоит в одновременном присутствии в сознании человека разноудаленных объектов-целей или «мотивационных объектов». Временная перспектива и выступает как функция составляющих ее мотивационных объектов, определяющих ее глубину, структуру, степень реальности, содержательные характеристики и т.д. [6] (Mysina, Semikin, 2013). Ф. Зимбардо рассматривает временную перспективу как фундаментальное измерение в структуре психологического времени [3] (Gorkaya, Khudysheva, 2016). Принимая за основу метода модель жизненного пространства К. Левина [4] (Zimbardo, 2008), он считает, что особенности восприятия своего прошлого опыта и видения будущего влияют на интерпретацию и реакцию человека на события настоящего, на принимаемые им решения и поведение. Таким образом, во временной перспективе выделяют пять основных факторов: ориентация на будущее, гедонистическое и фаталистическое настоящее, позитивное и негативное отношение к прошлому. Кроме этого, авторы предлагают оценивать степень сбалансированности временной перспективы. Перевод на русский язык и адаптация методики была осуществлена А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной. Исследование взаимосвязи методов обучения и особенностей временной перспективы, производилось в 2015-2016 годах на базе гимназии № 3 г. Самары. В психологической диагностике принимали участие ученики двух 11 классов, в количестве 55 человек (23 мальчика и 27 девочек). Особенностью обучения в 11 «А» классе является активное использование инновационных педагогических методов, направленных на становление активной и инициативной позиции учащихся. Подход был определен как «инновационный», поскольку в учебной программе доминируют активные методы обучения, такие как проблемные задачи, кейсы, проекты, дидактические игры и т.д. Программа подготовки в 11 «Б» классе так же предполагает использование активных методов обучения, но доминируют в учебном плане традиционные занятия, направленные, прежде всего, на усвоение знаний, умений и навыков. При проведении диагностического исследования первая группа учащихся была обозначена как проходящая обучение по «инновационной программе», а вторая группа, как учащиеся «традиционной» формы подготовки. Результаты особенностей временной перспективы учащихся разных классов представлены в таблице 1. Таблица 1. Особенности временной перспективы учащихся инновационной и традиционной формы обучения Факторы 1 группа 2 группа Фактор «Негативное прошлое» 10 20 Фактор «Гедонистическое настоящее» 25 40 Фактор «Будущее» 40 35 Фактор «Позитивное прошлое» 25 5 Фактор «Фаталистическое настоящее» 0 0 Итого 100 100 Важной особенностью временной перспективы учащихся разных форм подготовки является отсутствие у школьников фактора «фаталистического настоящего», что говорит об активной личной позиции, уверенности в возможности изменения складывающихся обстоятельств и достижении целей. Негативная установка в отношении прошлого больше выражена у подростков в классе с доминированием традиционных методов обучения. Такое отношение к прошлому возникает чаще всего как результат негативной реконструкции произошедших событий. Оно сопровождается переживаниями боли, сожаления, разочарования. Для учащихся, проходящих обучение с доминированием инновационных форм обучения, более характерно сентиментальное, ностальгическое, теплое и радужное отношение к своему прошлому. Для них характерно обращение к прошлому как источнику позитивных воспоминаний и событий. В классе с традиционным подходом к обучению, для большинства учеников, настоящее воспринимается как источник возбуждений и удовольствий. Они не склонны заботится о последствиях поступков и будущих выгодах или наградах, что характерно для «гедонистического настоящего». Данные особенности отличают 25 % учащихся «инновационной» группы и 40 % учеников «традиционного класса». Для всех выпускников характерна ориентация на будущее, но в «инновационном» классе выраженность данной тенденции выше. Это говорит о том, что они чаще и больше стремятся к реализации намеченных планов и достижению поставленных целей. В целом, выпускники оценивают эмоциональную ситуацию в прошлом как благоприятную, и верят в возможность управлять обстоятельствами собственной жизни. Отличием учеников «традиционной» формы подготовки является более негативное эмоциональное и ценностное отношение к прошлому. Это можно объяснить стремлением объяснить неудачи или страхи настоящего событиями из прошлого, субъективной невозможностью использовать прошлое как ресурс для удовлетворения потребностей и желаний настоящего. Для определения качественных отличий в целях и построении планов на будущее использовался опросник «Компас времени», основанный на методе мотивационной индукции (MIM) Дж. Нюттена. Участникам исследования предлагалось 20 утверждений, при ответе на которые школьники формулировали цели и желания, значимые для них в будущем. Полученные результаты анализировались на основании основных категорий анализа MIM. Все мотивационные объекты были разделены по источнику активности и значимости для общества на восемь основных групп: S (Self) - мотивационные объекты, связанные с личностными особенностями и интересами; SR (Self-realization) - цели или действия, направленные на саморазвитие и самоактуализацию; R (Realization) - цели, связанные с работой или производством; С (contact) - цели и желания, связанные с другими людьми; Е (exploration) - интеллектуальная активность, направленная на получение информации, познание, исследование и т.д.; Т (Transcendental) - мотивационные цели или ценности, имеющие религиозную, экзистенциальную или трансцендентальную природу; Р (Possessions) - желание приобретать, обладать какой-то вещью, предметом; L (Leisure) - отдых, досуг, или любая активность, не связанная с работой. Таблица 2 Мотивационные объекты учащихся инновационных и традиционных форм обучения Мотивационные категории 1 группа (%) 2 группа (%) 1 группа (ранг) 2 группа (ранг) 1 C(contact) 13,5 12,5 4 3 2 S(Self) 16,5 20,3 1 1 3 R(Realization) 11,5 15,7 5 2 4 SR(Self-realization) 11,0 12,6 6 4 5 L(Leisure) 5,5 10,5 8 5 6 E(exploration) 15,5 10,4 2 7 7 T(Transcendental) 1,2 1,5 9 6 8 P(Possessions) 14,5 10,5 3 8 9 Другие 10,8 6,0 7 9 Итого: 100 100 45 45 Полученные результаты показывают, что учащиеся, не зависимо от используемых методов обучения, ориентированы на достижение личных целей, раскрывающих особенности взглядов и способностей детей. Тем не менее, ученики «инновационного класса», в котором доминируют проблемные и проектные методы обучения, ставят больше интеллектуальных и познавательных задач, решить которые предстоит в будущем. Активность, направленная на получение информации, образование, исследование (15,5 %) и стремление к обладанию чем-либо, готовность получать, приобретать, покупать (14,5 %), являются доминирующими для подростков. Основными доминирующими мотивационными объектами для учащихся «традиционной» формы обучения являются, цели, способствующие саморазвитию и самоактуализации (15,7 %), ориентация на полезную производительную деятельность (12,6 %) и стремление к социальному взаимодействию. Меньше всего учащиеся ориентированы на достижение целей, имеющих религиозную природу. Кроме того, выпускники «инновационного класса» практически не ставят задач, связанных с отдыхом и развлечениями. Для проверки значимости полученных различий мы использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена: = ; 0,68 (при p≤ 0,05), где d - разность между рангами по двум переменным для каждого испытуемого; N - количество ранжируемых значений. Анализ полученных результатов поставленных целей позволяет говорить о том, что выпускники отличаются склонностью к самоанализу и самооценке. Индивидуальные цели зависят от сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» школьников может быть случайным и не критично заимствованным. Тем не менее, для молодых людей важен ответ на вопрос «Кто Я?», «Каким Я должен быть?» по отношению к другим людям. Этим можно объяснить меньшую значимость целей, имеющих религиозную, экзистенциальную или трансцендентальную природу. На основании проведенного исследования особенностей временной перспективы и целей, на которые ориентируются учащихся, можно сделать следующие выводы: 1. В соответствии с особенностями социальной ситуации, современные выпускники ориентированы на будущее и активное достижение поставленных целей. Методы педагогического обучения, прежде всего, отражаются на отношении к прошлому и направленности деятельности в настоящем. Доминирование инновационных методов обучения повышает активность, готовность использовать ресурс настоящего в будущем, и способствует формированию позитивного восприятия прошлого. Для них характерно сентиментальное, ностальгическое, теплое и радужное отношение к своему прошлому. 2. Для выпускников среднего учебного заведения характерно стремление к самореализации и проявлению индивидуальных особенностей: - Учеников, использующих инновационные методы обучения, отличает активность, направленная на получение информации, проведение исследований, а также большее количество конкретных и материальных целей; - Для учащихся «традиционной» модели подготовки характерными являются цели, связанные с социальным взаимодействием и развитием. Они ориентированы на трудовую деятельность и развитие.
References

1. Abdul'hanova-Slavskaya K.A., Berezina T.N. Vremya lichnosti - vremya zhizni. - SPb.:Piter, 2001. - 304 c.

2. Bolotova A.K. Psihologiya organizaciya vremeni. - M.: Aspekt-Press, 2006.

3. Gor'kaya Zh.V., Hudysheva M.K. Chestnost' kak nravstvennaya cennost' professionala // Zhivaya psihologiya. - 2016. - № 2. - c. 121-126. - doi:https://doi.org/10.18334/lp.3.2.36514.

4. Zimbardo F. Psihologiya vremennoy perspektivy. / Sb.statey. - SPb.: Izd-vo fakul'teta psihologii SPBGU, 2008.

5. Levin K. Dinamicheskaya psihologiya: Izbrannye trudy. / Pod obsch. red. D. A. Leont'eva i E. Yu. Patyaevoy. - M.: Smysl, 2001.

6. Mysina G.I., Semikin G.I. O neobhodimosti obucheniya studentov zdorov'esberegayuschey deyatel'nosti. / Sbornik nauchno-metodicheskih materialov. - M.: ANO «CNPRO», 2013.

7. Nyutten Zh. Motivaciya, deystvie i perspektiva buduschego. / Pod red. D.A. Leont'eva. - M.: Smysl, 2004.

8. Obolonskiy Yu.V. Obschestvo i lichnost'. / monografiya. - M.: OOO "PKC-Al'teks", 2009. - 351 c.

Login or Create
* Forgot password?