CURRENT STATE POLICIES AND THE MAIN REGULATORY DOCUMENTS REGULATING SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF INCLUSIVE EDUCATION
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper defines tendencies of state policies, the list and content of the basic federal laws, regulatory acts and documents regulating the activity of parts of educational relations in inclusive educational environment at university in the area of social and psychological support of students with disabilities; we show the specifics of inclusive education of students with special educational needs.

Keywords:
students with disabilities, inclusive education, regulatory documents, psychological and pedagogical support
Text
Text (PDF): Read Download

Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса студентов с нарушением слуха должно осуществляться в соответствии с нормативно-правовыми документами, действующими в Российской Федерации и на основании рекомендаций службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии. Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: 1) «Всеобщая Декларация прав человека», в Статье 22 которой указано, что «каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства», а в Статье 26 - «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого». 2) «Декларация о правах инвалидов», где декларируется, что инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица, а также имеют право на медицинское, психическое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания, которые позволят им максимально проявить свои возможности и способности и ускорят процесс их социальной интеграции или реинтеграции. 3) «Конвенция о правах ребенка»», где в Статье 23 сказано, что «государства-участники признают, что неполноценный в физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества», а также по Статье 28 «государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей». 4) «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов», в которых, в том числе, обозначены следующие правила: - Доступность: государствам следует признать важность обеспечения доступности в процессе создания равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества. Что касается лиц, имеющих любые формы инвалидности, то государствам следует а) осуществлять программы действий, с тем, чтобы сделать материальное окружение доступным для инвалидов, b) принимать меры для обеспечения им доступа к информации и коммуникациям; - Образование: государствам следует признавать принцип равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Им следует обеспечивать, чтобы образование инвалидов являлось неотъемлемой частью системы общего образования; - Занятость: государствам следует признать принцип, в соответствии с которым инвалиды должны получить возможность осуществлять свои права человека, особенно в области занятости. Как в сельской местности, так и в городских районах они должны иметь равные возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельностью на рынке труда. В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ с 1 января 2016 года реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, и направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, в том числе: профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт. Этим же законом предусмотрена индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. В Российской Федерации основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность образовательных организаций высшего образования по обеспечению социально-психологического сопровождения, являются 1) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (действующая редакция). Статья 14 Закона постулирует общие требования к содержанию образования, среди которых отмечается его ориентация на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; формирование человека и гражданина, интегративного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. Таким образом, Закон задает основные целевые установки деятельности всей системы образования. В Статье 2 определены: - обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий; - инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; - адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц; - участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность; 2) Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (действующая редакция). В Статье 2 в п. 2 указано: «охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья) - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи», а в Статье 18 указано, что «каждый имеет право на охрану здоровья»; 3) Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации; 4) Федеральный закон от 03 мая 2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», цель которой заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства; 5) Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (действующая редакция), где в Статье 20 определены виды социальных услуг. Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг: - социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту; - социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья; - социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия; - социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей; - социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией; - социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг; - услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов; - срочные социальные услуги. 6) Указ Президента Российской Федерации от 01 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». Главная цель Национальной стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права. Национальная стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства; 7) Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы». Цель Программы - создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни. Задачи Программы - обеспечение равного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным и абилитационным услугам, включая обеспечение равного доступа к профессиональному развитию и трудоустройству; обеспечение объективности и прозрачности деятельности учреждений медико-социальной экспертизы; 8) Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р «Об утверждении «Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы». Целью данной Программы является обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики, а также повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного социально ориентированного развития страны. Задачи Программы: - формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал и обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации; - развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих равную доступность услуг дошкольного, общего и дополнительного образования детей; - модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленных на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации; - создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия; - обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи; 9) Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», который определяет правила организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (далее - образовательные программы), в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; а также отмечает, что при обеспечении инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация включает в образовательную программу специализированные адаптационные дисциплины (модули); 10) Приказ Минобрнауки России и Минздрава России от 30 июня 1992 г. № 86/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях», в котором указано, что здоровье обучающихся, как и других групп населения, социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания в семье, образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье обучающегося, являются система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи; 11) Приказа Минобрнауки России от 16 апреля 2014 г. № 05-785 «О направлении методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов». Данные рекомендации направлены на создание условий, обеспечивающих организацию образовательного процесса для лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), получения ими высшего образования с учетом состояния здоровья, а также условий для их социокультурной адаптации в обществе. В частности - обучение студентов с нарушением слуха рекомендуется выстраивать через реализацию следующих педагогических принципов: - наглядности, - индивидуализации, - коммуникативности на основе использования информационных технологий, разработанного учебно-дидактического комплекса, включающего пакет специальных учебно-методических презентаций, - использования учебных пособий, адаптированных для восприятия студентами с нарушением слуха, - использования электронного контролирующего программного комплекса по изучаемым предметам для студентов с нарушениями слуха; 12) Приказ Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636 «Положение о службе практической психологии в системе образования Российской Федерации». Настоящее Положение определяет организационно-методическую основу деятельности службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (далее - Служба). Под Службой понимается организационная структура, в состав которой входят педагоги - психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС - центры), психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения, подразделения высших учебных заведений, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса; 13) таким подразделением также может быть Центр содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения, организационно-методическая основа деятельности которого определена Приказом Министерства образования Российской Федерации от 15 мая 2000 г. № 1418 «Об утверждении примерного положения о центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения». В п. IV.8 указано: «Оздоровительные, реабилитационные, санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия осуществляются в Центре педагогами-психологами, медицинскими работниками, социальными педагогами, учителями, воспитателями, другими специалистами, прошедшими соответствующую подготовку в учреждениях дополнительного образования взрослых». В Письме Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования», а также в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса», утвержденными Министерством образования и науки Российской Федерации 8 апреля 2014 г. № АК-44/05вн, в образовательной организации высшего образования может быть создано структурное подразделение, ответственное за обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, например Центр (отдел, отделение, служба и т.п.) инклюзивного образования. Таким образом, в образовательной организации высшего образования должно функционировать структурное подразделение (далее - Центр), наделенное полномочиями по обеспечению социально-психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования. Способами реализации политики доступности высшего образования для инвалидов в вузах являются специальные отделения в вузах, специализированные вузы для инвалидов, центры подготовки инвалидов для поступления в вуз, центры психолого-педагогической помощи инвалидам. В общем виде социально-психологическое сопровождение - это деятельность всех субъектов образовательных отношений по направлениям: 1) организационно-педагогическое сопровождение: а) контроль учебной деятельности студентов, включающий: наблюдение за посещаемостью занятий, помощь в организации самостоятельной работы и прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, ликвидации академических задолженностей, организация индивидуальных и групповых консультаций для нуждающихся студентов; б) коррекция взаимодействия обучающихся и научно-педагогических работников вуза: это и консультирование кураторов академических групп, преподавателей и учебно-вспомогательного персонала по психофизиологическим особенностям таких студентов; разрешение конфликтных ситуаций; проведение тематических семинаров, инструктажей для научно-педагогических работников, методистов и иных работников, задействованных в инклюзивном образовательном процессе; 2) психолого-педагогическое сопровождение осуществляется на основе скрининга и мониторинга психологического благополучия студентов с ограниченными возможностями здоровья. Это и развитие, и коррекция личности данной категории обучающегося; а также помощь в профессиональном становлении будущих специалистов через проведение психодиагностических процедур, а также реализации мер психопрофилактики и коррекции личностных искажений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; 3) медико-оздоровительное сопровождение направлено на сохранение и укрепление здоровья, а также развитие адаптационного потенциала данной категории студентов, диагностика и мониторинг физического состояния этих студентов; 4) в рамках социального сопровождения реализуется право на проживание в общежитии, оказывается содействие в решении бытовых проблем; осуществляется материальная поддержка, социальные выплаты; выделяется материальная помощь; своевременное стипендиальное обеспечение. Социально-психологическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья опирается на следующие принципы: 1) соблюдение интересов студента в образовательной среде, что возможно эффективно реализовать в рамках мультидисциплинарного подхода, т.е. с участием «команды» специалистов: медиков, педагогов, психологов, логопедов, дефектологов, академических тьюторов, а также с привлечением волонтеров-студентов; 2) непрерывность сопровождения студентов на всех этапах его индивидуальной образовательной траектории, начиная от подготовки к поступлению в вуз и заканчивая трудоустройством такого студента; 3) системность сопровождения студентов, реализующееся через развитие и обновление образовательных стандартов; разработку и реализацию инновационных профилактических, психолого-педагогических, коррекционно-развивающих программ; единство диагностики, коррекции и развития резервных возможностей организма студентов в условиях инклюзивной образовательной среды вуза. В качестве методов социальной и психологической адаптации студентов в вузе используются как методы сбора и обработки информации, так и методы реализации полученных результатов для достижения поставленной цели. Результаты исследований в рамках системного мониторинга различных показателей как индивидуальных студента, так и интегральных показателей социального окружения и образовательной среды в целом, позволяют повысить эффективность проведения индивидуальных и групповых консультаций, тренингов и в целом социально-психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, главным условием успеха реализации государственной политики по развитию инклюзивного образования является сотрудничество и сотворчество всех субъектов образовательных отношений на основе демократизма действий, свободы выбора методов и средств, опирающихся на данные системного и постоянного мониторинга социально-психологического сопровождения студентов с особыми образовательными потребностями.
References

1. Obolonskiy Yu.V. Psihologicheskaya model' uspeha // Zhivaya psihologiya. - 2014. - № 3. - c. 3-4.

2. Semikin G.I., Mysina G.A. Formirovanie bezopasnoy obrazovatel'noy sredy v Moskovskom gosudarstvennom tehnicheskom universitete im. N. E. Baumana // Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. - 2015. - № 1. - c. 69-75.

3. Semikin G.I., Dartau L.A., Stefanyuk E.A. Zdorov'e i obraz zhizni cheloveka: vozmozhnosti upravleniya. / Uchebnoe posobie. - Izd-vo: MGTU im. N. E. Baumana, 2006. - 62 c.

4. Semikin G.I., Mysina G.A. Ob organizacii inklyuzivnogo obrazovaniya v MGTU im. N.E. Baumana // Zhivaya psihologiya. - 2015. - № 3. - c. 261-268.

Login or Create
* Forgot password?