INCLUSIVE EDUCATION AND PSYCHO-PEDAGOGICAL ASSISTANCE IN ADAPTATION TO THE EDUCATIONAL PROCESS (EXAMPLE OF BAUMAN MOSCOW STATE TECHNICAL UNIVERSITY)
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article reveals the structure and content of work of psychological service in Moscow state technical University named after N. Uh. Bauman. Special attention is given to psycho-pedagogical educational process. Special attention is given to psycho-pedagogical educational process. Established goals and objectives and the main directions of psychological-pedagogical support in the activities of pedagogues and psychologists of the Department of Health saving technologies and adaptive physical culture" and the Educational-methodical center "Health saving technologies and prevention of drug addiction in the youth environment", Bauman MSTU]. N. Uh. Bauman. The author has revealed the peculiarities of the health practices of teachers and psychologists with students released from physical culture (heavy physical exertion) in connection with the existing health restrictions.

Keywords:
inclusive education, psycho-pedagogical support of the educational process, psychological assistance, socio-psychological testing, psychological correction and rehabilitation, socialization, mental health, healthy lifestyles, drug abuse prevention, the promotion of the values of a healthy lifestyle, the formation of anti-drug ideology
Text
Text (PDF): Read Download

Образовательный процесс в Московском государственном техническом университете (МГТУ им. Н.Э. Баумана) (далее - Университет) осуществляются в в постоянном динамическом изменении с современными требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения. Университет готовит первоклассных специалистов различных инженерных направлений, но кроме того он является и лидером в организации условий для ведения здорового образа жизни для студентов, сотрудников педагогических работников. Не случайно в 2010 году Университету за победу во Всероссийском конкурсе среди высших учебных заведений присвоено звание «Вуз здорового образа жизни». Ректор Университета Анатолий Александрович Александров лично уделяет самое пристальное внимание внедрению в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, так как качество здоровья студентов напрямую влияет на их успеваемость и повышает адаптационные возможности к новым условиям учебы в высшем учебном заведении. Особое внимание руководства Университета обращается на развитие и поддержание на должном уровне психического здоровья студентов, формирование у них мотивации к ведению здорового образа жизни. В этой связи в Университете, в целях создания психологически безопасной и комфортной образовательной среды, постоянно мониторируется качество психолого-педагогического сопровождения учебного процесса. С 1996 года в МГТУ им. Н.Э. Баумана создано структурное подразделение - Учебно-методический центр «Здоровьесберегающие технологии и профилактика наркомании в молодежной среде» (УМЦ ЗТПН МГТУ им. Н.Э. Баумана - далее Центр), который входит в состав Физкультурно-оздоровительного факультета (ФОФ). Кроме того, в состав ФОФ входит кафедра «Здоровьесберегающие технологии и адаптивная физическая культура» (бывшая «Валеология») (далее - АФК), преподаватели и доценты которой занимаются со студентами, освобожденными от практических занятий по физической культуре в связи с имеющимися ограничениями здоровья и особыми образовательными потребностями. Это новый опыт работы в образовательной среде со студентами, которые не могут посещать практические занятия и заниматься в спортивных секциях. В тоже время, имеющиеся у них ограничения здоровья не влияют на их возможности обучения по выбранной специальности. Однако, с созданием Центра и кафедры «АФК» в Университет стало развиваться инклюзивное обучение студентов, что позволяет им успешно сдавать зачетные единицы, в том числе по адаптированной программе дисциплины «Физическая культура». Кроме того, разработанные адаптированные программы инклюзивного образования позволяют развивать у студентов физические и психические возможности для успешного обучения в Университете. Преподаватели кафедры «АФК» являются и специалистами в области психологии и работают психологами по совместительству в Центре. Такой подход позволяет повысить качество образовательных услуг и развивает инклюзивное образование со студентами, имеющими ограничения по здоровья и требующих особых образовательных услуг. Такие студенты не редко попадают в трудные жизненные ситуации, которые могут приводить снижению успеваемости нервным срывам. Требования педагогов к студентам постоянно повышаются в связи с разработкой новых образовательных программ с учетом получения компетенций, позволяющих полностью осваивать инженерные специальности. Современные школы стали меньше внимания уделять диспансеризации обучающихся, а при приеме в вузы справка №086 зачастую не требуется или является формальным документом в приемной комиссии. В этой связи и количество студентов с ограниченными возможностями, в том числе и инвалидов с детства или инвалидов детства, поступивших на очное обучение по инженерным специальностям, увеличивается. В тоже время, необходимо отметить, что многие такие студенты являются талантливыми физиками или математиками, одаренными исследователями и поэтому развитию инклюзивного образования в Университете уделяется самое пристальное внимание. Образовательный процесс на кафедре «АФК» построен таким образом, что бы студенты имели возможность формировать у себя физические и психические качества и состояния а также имели возможность обращаться за консультациями при решении трудных жизненных ситуаций к своим преподавателям-психологам но уже не в рамках расписания занятий а в любое удобное для них время. Консультирование и психологическая помощь оказывается студентам в преодолении трудных жизненных ситуаций и дезадаптивных состояний специалистами и психологами Центра. В структуру Центра входит Лаборатория психологической поддержки студентов (ЛППС), задачами которой являются: - комплексная социально-психологическая помощь студентам в процессе адаптации к образовательному процессу в Университете; - психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования; - социально-психологическое тестирование; - оказание психологической помощи и консультирование в процессе обучения студентам, имеющим трудности в освоении учебного материала; - диагностика состояний дезадаптации и проблем психического здоровья обучающихся; - психологическое консультирование и психологическая коррекция в трудных жизненных ситуациях; - выявление суицидального поведения и профилактика суицидов; - участие в выполнении фундаментальных и прикладных научных исследований для создания и внедрения здоровьесберегающих технологий и первичной профилактики наркомании в учреждениях высшего профессионального образования и иных образовательных организациях, подведомственных Федеральному агентству по образованию, а также других заинтересованных министерств, ведомств и учреждений; - мониторинг социально-психологического благополучия студентов Университета, разработка и внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в образовательную среду; - разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ оздоровления студентов в Университете, (здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии). С 2010 года в составе ЛППС МГТУ им. Н.Э. Баумана функционирует Центр здоровья и психологической помощи студентам (далее - Центр здоровья). Расположен Центр здоровья не случайно расположен в здании общежития студентов Университета (Госпитальный пер. д. 4/6). Близость Центра здоровья к компактному месту проживания студентов, позволяет своевременно оказывать психологическую помощь и проводить консультирование. На стендах в общежитиях и по студенческому радио постоянно размещается информация о «телефонах доверия» и Интернет-ресурсах, где студенты, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации или имеющие проблемы в учебе могут получить консультацию и психологическую помощь специалистов. Основными задачами Центра здоровья являются: - психологическая помощь и консультирование по проблемам психического здоровья; - психологическая профилактика трудных жизненных ситуаций, вызванных проблемами с успеваемостью обучающихся; - внедрение в образовательный процесс новых здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий; - пропаганда ценностей здоровья и формирование мотивации к ведению здорового образа жизни; - профилактика различных форм отклоняющегося поведения, в том числе (наркомании, табакокурения и лудомании); - вовлечение студентов в дворовые виды спорта (уличный баскетбол, мини-футбол, бадминтон, настольный теннис, волейбол, фрисби и др.); - содействие всероссийскому волонтерскому антинаркотическому движению обучающихся «Здоровая инициатива» в организации мероприятий по формированию антинаркотического мировоззрения [4 с. 37]. Администрация деканатов на факультетах в отдельных случаях может обращаться к специалистам Центра здоровья или в ЛППС для оказания психологической помощи студентам. Такие студенты по направлению деканатов попадают на прием к психологам, которые диагностируют причины дезадаптации и в дальнейшем работают с проблемой, обучая студента самому преодолевать возникающие трудности. Психолого-педагогическое сопровождение и консультирование является важным фактором при адаптации бывших школьников к новым требованиям высшей школы. Так же, могут друзья или близкие люди студента, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, обратиться за помощью к психологам, которые в свою очередь помогут обратившимся педагогически грамотно и корректно «мотивировать» такого студента самому обратиться за помощью к психологам Центра. Своевременное обращение к специалистам позволяет избежать возможной госпитализации и преодолеть трудности без отрыва от учебного процесса. Кроме психологической помощи и консультирования в исключительных случаях требуется оказание психиатрической и психотерапевтической помощи студентам, находящимся в состояниях стресса и дезадаптации. Психологи Центра здоровья оказывают психологическую помощь и консультирование и направляют за медицинской помощью к специализированным врачам. В этой связи, Центр взаимодействует с кризисным отделением 20 больницы города Москвы. Студенты, обучающиеся в МГТУ им. Н.Э. Баумана по направлению психологов могут быть госпитализированы для оказания специальной медицинской и психотерапевтической помощи и поддержки в кризисное отделение. Кроме того, в Центре по расписанию организовано дежурство психиатра Московского НИИ психиатрии. При стационарном обследовании студент получает психотерапевтическую и при необходимости психиатрическую помощь и консультирование, и далее рекомендуется лечение и реабилитация. На основании решения специалистов кризисного отделения студенту может быть предоставлен академический отпуск по болезни. По окончании академического отпуска студенту оказывается психологическая помощь и сопровождение для успешной адаптации к учебному процессу. Именно психолого-педагогическое сопровождение таких студентов позволяет им преодолеть возникающие трудности и справиться с учебной нагрузкой без нервных срывов. Выстроенная система инклюзивного образования и постоянного психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет снизить количество студентов, отчисляемых по неуспеваемости, и повысить эффективность внедрения здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий. Расписание работы психологов можно посмотреть на сайте кафедры «Здоровьесберегающие технологии и адаптивная физическая культура» по адресу https://health.bmstu.net/. Кроме того у каждого преподавателя и психолога Центра здоровья заведены индивидуальные страницы в информационно-коммуникативной среде «Интернет». К примеру, страница автора статьи Миронова А.С. расположена по адресу http://www.bmstu.ru/ps/~amironov/. Каждый психолог на странице вывешивает всю актуальную информацию о себе как специалисте и график приема студентов. Целью психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного и образовательного процессов является своевременное выявление студентов, находящихся в трудной жизненной ситуации, предупреждение развития проблем, оказание психолого-педагогической помощи обучающимся и психологическое консультирование в преодолении трудностей для успешного обучения [5 с. 123-124] Основными принципами модели психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного и образовательного процесса в МГТУ им. Н.Э. Баумана являются: научность - использование научно обоснованных и апробированных в педагогической практике технологий и методик; системность - организация системы работы со всеми участниками образовательного процесса; комплексность - совместная деятельность психологов и медицинских специалистов с профессорско-преподавательским и педагогическим составом, администрацией и родителями обучающихся в Бауманском университете по адаптации первокурсников к новым условиям обучения в вузе и оказанию психологической помощи и консультирование студентов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; превентивность - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций; открытость - последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогического состава и руководящих работников вуза; технологичность - использование современных форм, методов и технологий, интерактивной стратегии в работе со студентами «группы риска» и теми, кто оказался в трудной жизненной ситуации [6 с. 98-100] Для достижения цели решаются следующие задачи: - психолого-педагогическая диагностика и выявление студентов с ослабленным психоэмоциональным состоянием; -разработка и внедрение методик личностного роста студентов в условиях образовательной среды Университета; - разработка и внедрение программ повышения у студентов мотивации к здоровому образу жизни и формирования антинаркотического мировоззрения; - психолого-педагогическая адаптация к новым условиям обучения в Университете; - оказание экстренной психологической помощи студентам, обратившимся в лабораторию психологической поддержки студентов за помощью; - взаимодействие с администрацией факультетов в своевременном направлении студентов в лабораторию психологической поддержки студентов для психолого-педагогической коррекции психического здоровья и консультирования; - взаимодействие с родителями (иными законными представителями) студентов с нарушениями психического здоровья и оказавшихся в трудной жизненной ситуации; - развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов; - оказание психологической помощи студентам в конфликтных ситуациях, решения которых они сами найти не могут; психолого-педагогическая поддержка и консультирование в ходе преодоления проблем, связанных с неуспеваемостью или отставанием в учебном процессе; - вовлечение в социально-активную внеучебную деятельность; - формирование навыков позитивного коммуникативного общения. Основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся в Университете: Профилактическое направление. Профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, деканату, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем обучающихся: разработка и осуществление развивающих, здоровьесберегающих и здоровьеформирующих программ для обучающихся; выявление индивидуальных психологических особенностей студента, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии; предупреждение возможных осложнений в связи с переходом обучения от среднего образования к высшему[6 с. 56] . Диагностическое направление. Выявление особенностей психического развития обучающегося, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества. Диагностика может быть индивидуальной и групповой. Консультативное направление (помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются обучающиеся или их родители (иные законные представители). Индивидуальное консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению. Групповое консультирование - информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории обучающихся с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в Университете. Развивающее направление. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении. Коррекционное направление. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. Направлено на: уменьшения степени выраженности патологии, ее поведенческие последствия; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала студента. Просветительско-образовательное направление. Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Так же приобщение педагогического коллектива, обучающихся и родителей (иных законных представителей) к психологической культуре. Профориентационное направление. Психолого-педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения обучающихся последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. Результатом педагогического руководства профессиональным самоопределением становится готовность к получению знаний по выбранной специальности, осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. Инклюзивное образование и психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса является неотъемлемой формой помощи в адаптации к условиям образовательной среды и оказания помощи студентам в преодолении трудных жизненных ситуаций, вызванных проблемами с успеваемостью. Эффективное психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса позволяет своевременно корректировать учебные нагрузки и педагогически функционально распределять время студентов в освоении ими дидактических единиц, а также своего личностного развития.
References

1. Zazykin V.G., Obolonskiy Yu.V. Psihologicheskaya real'nost' konfliktov. M.: Psihoterapiya, 2013 - 384 s.

2. Kalyagin V. A., Matasov Yu. T., Ovchinnikova T. S. Kak organizovat' psihologicheskoe soprovozhdenie v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. - SPb: KARO, 2005.

3. Pankratov V.N. Samoregulyaciya psihicheskogo zdorov'ya: Prakticheskoe rukovodstvo. - M.: Izd-vo Instituta psihoterapii, 2001 - 352 s.

4. Semikin G.I., Mysina G.A., Kalinina Z.N., Bliznyuk E.G., Mironov A.S., Kruk V.M. Profilaktika asocial'nyh yavleniy i formirovanie zdorovogo obraza zhizni molodezhi.M.; Tula: Izd-vo TGPU im. L.N. Tolstogo, 2009 - 244 s.

5. Semikin G.I., Mysina G.A., Kalinina Z.N., Mironov A.S. i dr. Profilaktika deviantnogo povedeniya molodezhi. Uchebnoe posobie. M.; Tula: Izd-vo TGPU im. L.N. Tolstogo, 2013 - 240 s.

Login or Create
* Forgot password?