STRUCTURE-FUNCTIONAL MODEL OF THE PROCESS OF FORMATION OF CORPORATE CULTURE OF A SECONDARY SCHOOL
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
In this article, the objective, methodological, communicative, informative, organizational, analytical and productive components of the structural-functional model of the gradual development of corporate culture among the subjects of pedagogical process (students, teachers, parents) of secondary school.

Keywords:
methodological approaches, principles, mechanisms, factors, content, human technologies, the cluster of a secondary school corporate communicati
Text
Text (PDF): Read Download

Разработанная нами структурно-функциональная модель процесса формирования корпоративной культуры общеобразовательной школы должна обеспечить поступательность, непрерывность и последовательность развития данного процесса. Структура данной модели включает в себя целевой, теоретико-методологический, коммуникативный, содержательно-организационный и аналитико-результативный блоки (рис. 1). Рассмотрим содержание каждого блока. Целью разработанной нами модели является формирование корпоративной культуры у субъектов педагогического процесса (учащихся, учителей, родителей) общеобразовательной школы, которая конкретизируется следующими задачами: 1. Создание условий для принятия и внедрения корпоративных ценностей, норм, стандартов поведения, добровольно разделяемых большинством учащихся и педагогов при тесном сотрудничестве с родителями. 2. Реализация эффективного кластера корпоративных и информационных коммуникаций в школьном сообществе педагогов, учеников и их родителей. 3. Формирование социально-личностных компетенций и качеств у субъектов педагогического процесса, способствующих повышению уровня корпоративной культуры общеобразовательной школы. 4. Организация и проведение психолого-педагогического сопровождения субъектов ученического и педагогического сообществ с целью развития и коррекции их социально-психологической компетентности, лежащей в основе корпоративной культуры личности. Теоретико-методологический блок включает в себя методологические подходы, принципы, механизмы передачи корпоративной культуры и факторы ее формирования. Так, под формированием корпоративной культуры общеобразовательной школы мы понимаем процесс целенаправленной и организованной деятельности субъектов педагогического процесса (учащихся, учителей, родителей) по овладению и принятию ими общих установок, системы ценностей, норм, привычек, традиций, форм поведения и ритуалов в созданной образовательной среде школы, в которой вырабатывается стиль отношений и поведения. Результатом корпоративной культуры школы является проявление гордости всеми членами образовательного учреждения за свою школу и повышение уровня сформированности социально-личностных компетенций ученического и педагогического сообществ, лежащих в основе корпоративной культуры. Процесс формирования корпоративной культуры в образовательной среде школы строится с учетом следующих методологических подходов: • культурно-антропологический подход является первостепенным в формировании корпоративной культуры, так как позволяет сформировать мотивационно-нравственную сферу личности, ее духовную культуру; • аксиологический подход призван объединить несколько «кругов ценностей» (общечеловеческих, социальных, личностных), которые необходимо последовательно формировать и внедрять в целостную систему взглядов ученического, педагогического и родительского сообществ школы; • личностно-деятельностный подход как ведущая стратегия образования позволяет субъектам педагогического процесса включать различные виды общественно-полезной и значимой деятельности, способствующей формированию отдельных социально-личностных компетенций, необходимых для корпоративной культуры школы; • полисубъектный подход обеспечивает эффективное взаимодействие, сотворчество в системе ученик-учитель-родитель, стимулирует стремления школьников к самовыражению в общественно-полезной деятельности; • креативный подход ориентирует на формирование творческой индивидуальности личности, ее умение организовать совместную корпоративную деятельность в поликультурной среде образовательного учреждения; • поликультурный подход связан с национально-культурной особенностью Северо-Кавказского федерального округа (Ставропольского края, одного из его субъектов), предполагающего учет традиций, наследия народов данного региона. Корпоративная культура школы в данном случае выполняет регулирующую, интерпретирующую, организационно-воспитательную функции; • фасилитационный подход предполагает гибкое использование разнообразных стилей обучения и воспитания, сотрудничество учителя и ученика, направленное на самоактуализацию личности, поддержание и развитие индивидуального и группового целепологания в организации социально-общественной деятельности; • системный подход позволяет рассматривать структуру и процесс формирования корпоративной культуры школы, как самостоятельную педагогическую систему. Обозначенные нами методологические подходы определяют принципы, механизмы и факторы формирования корпоративной культуры у субъектов педагогического процесса общеобразовательной школы. Принципами, на основе которых реализуется модель формирования корпоративной культуры ученического и педагогического сообществ, являются: • принцип гуманистической направленности - ориентирует на уважение личности, веру в творческие возможности, на сотрудничество во взаимоотношениях между учащимися и педагогами ; • принцип индивидуально-личностной ориентации и дифференциации - утверждает необходимость ориентации на конкретный, индивидуальный исходный уровень культуры и воспитанности ученика, а также учет особенностей реальных и номинальных групп учащихся; • принцип рефлексивности - позволяет учащимся принять ценности, нормы и правила всего сообщества с помощью осознания своей деятельности и ее целей . Реализация данного принципа обеспечивает создание благоприятного социально-психологического микроклимата в современной школе, построенного на доверии, уважении, чувстве персональной значимости и ответственности; • принцип комплексного воздействия на когнитивную, эмоциональную и практическую сферы деятельности учеников - реализуется с учетом психологической точки зрения корпоративной культуры как системы ценностей, мнений и норм поведения, которая выступает в качестве социальной установки, проявляющейся в эмоциональной, поведенческой и когнитивной реакции на окружающие обстоятельства . Поэтому формирование корпоративной культуры должно осуществляться в направлении воздействия на указанные сферы. В основе процесса формирования корпоративной культуры общеобразовательной школы нами были определены первичные и вторичные механизмы ее передачи. В качестве первичных механизмов выступают: • выделение объектов внимания, оценки и контроля руководителем; • критерии распределения поощрений и вознаграждений; • намеренное создание образцов для подражания; • стратегии разрешения критических ситуаций и кризисов; • критерии отбора лидеров, повышение их в должности среди членов педагогического сообщества. К вторичным механизмам передачи корпоративной культуры относятся: • официальные документы, декларирующие кредо школы, ее философию и идеологию; • композиция и структура управления школы; • системы и принципы деятельности образовательного учреждения; • дизайн фасада, строения, внутренних помещений школы; • истории, рассказы, легенды и мифы о наиболее важных событиях и людях, которые имели место в истории функционирования данного образовательного учреждения. Поэтому выделенные нами механизмы доводят до субъектов педагогического процесса школы смысл корпоративной культуры, а управление тем или иным механизмом обеспечивает эффективность данного процесса. Кроме того, на формирование корпоративной культуры влияют как внешние, так и внутренние факторы. К внешним факторам можно отнести систему семьи, образования, экономическую, политическую, религиозную системы. К внутренним факторам относят стиль управления и способ контроля, мотивацию, информированность, эстетичность материально-технической базы школы, способ связи, лояльность учащихся; условия образовательной среды, направленной на оптимизацию процесса аккультурации учащихся к общепринятым нормам, ценностям, традициям общеобразовательной школы. Коммуникативный блок разработанной нами модели представлен кластером системы корпоративных коммуникаций в инновационной образовательной среде школы, который состоит из следующих компонентов: • ученическое сообщество включает в себя ученическое самоуправление; волонтерский отряд; клуб учеников - победителей олимпиад, конкурсов разных уровней, в том числе участников ежегодного конкурса школьных творческих работ на тему «Традиции моей школы (класса)»; • педагогическое сообщество представлено школой молодого учителя; клубом педагогов-новаторов; союзом классных руководителей и педагогов дополнительного образования - трансляторов школьных традиций и организаторов профессиональных конкурсов как средства формирования внутришкольной конкурентной среды); • союз родителей; • административно-управленческое сообщество включает в себя совет школы, центр связи с общественностью, обеспечивающий трансляцию школьных традиций в СМИ, выпуск внутрикорпоративных изданий; организацию сайта школы; • ассоциация выпускников школы. Наглядно структура кластера системы корпоративных коммуникаций современной школы отображена на рисунке 2, практическая реализация которой обеспечивается комплексом организационно-педагогических условий, раскрытых в рамках содержательно-организационного блока. Содержательно-организационный блок модели предполагает модернизацию всех форм и видов деятельности учащихся. В учебной деятельности предполагается модернизация инвариантной и вариативной составляющих образовательного процесса, которые предусматривают формирование социально-личностных компетенций, являющихся показателями корпоративной культуры учащихся, посредством введения соответствующих элективных курсов и факультативов. В воспитательной работе основное внимание акцентируется на развитии ученического самоуправления, деятельность которого направлена на пропаганду, трансляцию и приобщение школьников к корпоративным традициям, нормам и правилам поведения посредством их активного участия в школьных корпоративных мероприятиях. Изменяется содержание деятельности классных руководителей, направленной на сотворчество и сотрудничество с учащимися. Рисунок 2. Структура кластера системы корпоративных коммуникаций общеобразовательной школы Реализация содержания данного блока, в рамках нашего исследования, включает следующие направления деятельности: - разработка и реализация программы и методических рекомендаций элективного курса для старшеклассников «Формирование корпоративной культуры ученического сообщества школы»; - реализация тематики уроков гуманитарного цикла дисциплин учебного плана, предусмотренного для учащихся 10-11 классов, направленных на формирование корпоративной культуры; - внедрение тематических планов воспитательных мероприятий для учащихся начального и среднего звена, способствующих формированию корпоративной культуры; - разработка и реализация тематических планов родительских собраний, способствующих формированию корпоративной культуры школы; - разработка и реализация программы «Личность педагога в процессе становления корпоративной культуры школы», предусмотренной для работы с педагогическим сообществом школы; - разработка и реализация программы психолого-педагогического сопровождения субъектов педагогического процесса школы . Организационно-технологический компонент данного блока предполагает внедрение в педагогический процесс школы гуманитарных технологий (коммуникативно-диалоговых, проблемно-поисковых, имитационно-игровых, кейс-технологий, арт-технологий, социально-психологических технологий, проективных и информационных технологий), предусматривающих оптимальное сочетание объяснительно-иллюстративных, проблемных, активных, интерактивных методов обучения и три группы методов воспитания (воздействия на сознание, упражнения, стимулирования). Уровень сформированности корпоративной культуры у субъектов педагогического процесса школы нуждается в объективной оценке, поэтому в модель введен аналитико-результативный блок, включающий критерии (мотивационно-ценностный, когнитивно-эмоциональный, социально-личностный, организационно-деятельностный, оценочно-рефлексивный) компонентов корпоративной культуры; их уровневую характеристику (высокий, средний, низкий); оценочный механизм в форме проведения диагностики, контроля, коррекции. Данный блок позволяет судить об эффективности функционирования внедряемых нововведений, определить направленность, динамику развития компонентов корпоративной культуры у субъектов педагогического процесса школы. Таким образом, разработанная авторская структурно-функциональная модель процесса формирования корпоративной культуры общеобразовательной школы является самостоятельной педагогической системой, эффективность функционирования которой обеспечивается практической реализацией системно-деятельностного подхода. Реализация данной модели легла в основу опытно-экспериментальной работы нашего диссертационного исследования.
References

1. Hachaturova, E.V. (2014). Psihologicheskie mehanizmy formirovaniya korporativnoy kul'tury. Zhivaya psihologiya, 2, 73-76.

Login or Create
* Forgot password?