Text (PDF):
Read
Download
Данная статья является вводной из предусмотренной к публикации серии статей, освещающих теоретические вопросы об интеллектуальном потенциале юристов и подходах к его оценке, а также методиках оценки интеллектуального потенциала правовой компании. Взятый Россией курс на модернизацию общества предполагает ускоренное наращивание человеческого, прежде всего интеллектуального потенциала. В этих условиях ключевым фактором современного развития, непосредственно влияющим на его качественные характеристики, становится высокий интеллектуальный потенциал населения государств, организаций (структур, органов) и конкретной личности (специалиста). Следует заметить, что феномен интеллекта и интеллектуального потенциала человека никогда не оставлял в покое философскую и психологическую мысль. В психологической науке до сих пор продолжаются споры относительно природы интеллекта, его сущности и существования. Накопленные знания и практическая деятельность человечества с неизбежностью привели к пониманию того, что проблема интеллектуального потенциала в современных условиях приобретает особое значение, становится одной из центральных в философско-социологических и психологических знаниях. Все, что делается в обществе, создается людьми, владеющими разумом и волей. Исторический прогресс осуществляют люди. Познающий человек, используя знания, создает (обеспечивает создание) ранее невиданных благ жизни. Интеллектуальный потенциал человека прямо влияет на характер эволюции. Поэтому становится жизненно важным наиболее полное раскрытие интеллектуального потенциала личности, использование новых открытий и изобретений, основанных на новых моральных принципах и нравственных императивах. Актуальность этого определяется следующим: Во-первых, исследования способностей и интеллекта занимают одно из центральных мест в дифференциальной психологии. Задача по измерению человеческого интеллекта (общих и специальных - способностей) продиктована нарастающими запросами времени. Тем более что современная деятельность на трудоемком творческом направлении требует соединения различных видов деятельности, а стало быть, понятие интеллектуального потенциала такого специалиста приобретает интегративный характер. Во-вторых, недостаточно широким использованием инструментария для управления процессами повышения интеллектуального потенциала отдельного человека, организации. В-третьих, изменением роли образования, и прежде всего высшего, в иерархии видов социальной деятельности. В-четвертых, одна из причин недостаточно эффективного управления на макро- и микроуровнях - отсутствие квалифицированных кадров новой формации (хорошо подготовленных в психологическом отношении). В-пятых, уровень интеллектуального потенциала конкретного юриста и интеллектуального потенциала организации (правовой компании, адвокатского образования) напрямую предопределяют объемы и (главное) качество предоставляемых правовых (адвокатских) услуг. Вопросы исследования личности и профессиональной деятельности юриста, его интеллектуального потенциала (как основы его профессионального развития), психологический анализ интеллектуальной деятельности юриста и разработка авторских методик оценки интеллектуального потенциала юриста и правовой компании являются актуальными. В современной ситуации профессиональное развитие юриста опирается на реализацию его интеллектуального потенциала в рамках деятельности правовой компании. Сам интеллектуальный потенциал определяется комплексом факторов, среди которых ведущую роль играют интеллектуальные способности в сочетании с профессиональной мотивацией юриста. Использование методик оценки интеллектуального потенциала юристов в их совокупности с признанными методиками оценки IQ и методиками определения личностно-профессионального потенциала кадров управления позволяют: - качественно проводить отбор кандидатов для замещения вакантных должностей юристов; - изучать динамику личностно-профессионального роста юристов-специалистов в ходе практической деятельности; - управлять процессом переподготовки и повышения квалификации специалистов юридического профиля; - системно повышать качество предоставляемых правовых (адвокатских) услуг конкретным специалистом и правовой организацией. Исследования, проведенные автором данной статьи по этому направлению, преследуют прежде всего: - изучение особенностей профессиональной деятельности юриста; - анализ подходов к оценке интеллектуального потенциала юриста в профессиональной деятельности; - разработку и апробирование методик оценки интеллектуального потенциала юриста и правовой компании; - разработку основных направлений повышения уровня интеллектуального потенциала юриста. В вводной статье автор постарался изложить в емкой форме совокупность универсальных требований, предъявляемых к юристу, с тем чтобы в последующем раскрыть практическое использование хорошо зарекомендованных и известных методик, а также авторских методик оценки интеллектуального потенциала юриста и правовой компании. К вопросу о профессиональной деятельности юриста. Юрист (от лат. jus - «право») - специалист по правоведению, юридическим наукам; человек, получивший юридическое образование. Профессия юрист объединяет всех служителей закона, каждый из которых является специалистом в определенной области права: прокурор, судья, адвокат, нотариус, следователь, юрисконсульт, юрист-международник. Профессиональная деятельность юристов носит весьма напряженный, ответственный характер, обусловленный выполнением большого объема сложной, многообразной работы в условиях острого дефицита информации и времени, активного противодействия заинтересованных лиц, нередко игнорирующих правовые нормы. Нередко нервно-психические перегрузки усугубляются нерегулярной сменой условий труда, нарушениями привычного режима суточной жизнедеятельности, вынужденным отказом от обычного для многих людей отдыха. Иногда это приводит к развитию стойких состояний психической напряженности, эмоциональной неустойчивости, избыточной фрустрированности, появлению невротических реакций, психосоматических функциональных расстройств и различных заболеваний на этой почве. В этой связи в ходе повседневной деятельности юриста важнейшим направлением выступает организация и проведение мероприятий по их психологической подготовке в интересах формирования такого качества, как стрессоустойчивость. Одна из особенностей труда юриста состоит в том, что ему приходится иметь дело с разнообразными жизненными ситуациями, судьбами различных людей, требующими индивидуального, творческого подхода, внимательного изучения возникших правоотношений. Поэтому юристу необходимы не только сугубо профессиональные правовые, общественно-политические и психологические, но и специальные знания из различных областей науки и техники, образования и культуры, развитый интеллект. Профессиональная деятельность юристов протекает в условиях общения, которое составляет основное содержание их деятельности, становится особым видом труда, профессиональным общением. Во многих случаях общение для юриста приобретает самостоятельный процессуальный характер, как особый вид профессиональной деятельности. Профессиональное общение следует рассматривать не только как обмен информацией (коммуникативная сторона), но и как процесс взаимодействия (интерактивная сторона), восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона). Способность устанавливать межличностные (психологические) контакты с различными участниками общения, коммуникативная компетентность, являются качествами, в значительной мере влияющими на эффективность труда юристов, одним из важнейших факторов их профессиональной пригодности. Умение работать с людьми - важнейшее качество, которым должен обладать юрист. Особое значение это качество имеет для юриста, являющегося по своему должностному положению руководителем, который помимо установления официальных и межличностных контактов с представителями различных государственных органов, предприятий, учреждений должен эффективно, с учетом индивидуально-психологических особенностей подчиненных, распределять между ними обязанности, координировать и контролировать ход выполнения ими служебных заданий. Ему необходимо поддерживать в коллективе благоприятный психологический климат, своевременно устранять условия, способствующие возникновению конфликтных ситуаций. Важную роль в организационно-управленческой деятельности юриста играет способность в любой конфликтной ситуации, сохраняя самообладание, принимать оптимальные решения организационного характера, прогнозируя их последствия. Важную роль в структуре организационных способностей играют следующие качества: коммуникативная компетентность, нервно-психическая устойчивость, адекватная самооценка, высокая мотивация достижения успеха. Существуют качества, снижающие организационные возможности юриста: психопатические черты и свойства характера, эмоциональная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная мнительность, тревожность. В воспитательной работе у юристов предполагается наличие высокого общеобразовательного уровня, культуры, широкого кругозора, эрудиции. Они должны уметь выступать перед аудиторией, свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения. Основными факторами профессиональной пригодности юриста являются: Первый. Высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации. Этот фактор связан с нормативностью поведения юриста в любых, в том числе сложных, экстремальных условиях профессиональной деятельности. К качествам личности, формирующим указанный фактор, следует отнести высокий уровень правосознания; честность, гражданское мужество, совестливость; принципиальность (непримиримость) в борьбе с нарушителями правопорядка; обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность. Свидетельством профессиональной непригодности юриста являются противоположные качества: низкий нравственный облик, нечестность, безответственное отношение к делу, недисциплинированность, склонность к алкоголизму. Второй. Нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности юриста. Этот фактор предполагает устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля над эмоциями и поведением, работоспособность в критических, вызывающих фрустрацию ситуациях; развитые адаптивные свойства нервной системы, сила, уравновешенность, подвижность, чувствительность, активность, динамичность, лабильность, пластичность нервных процессов, позволяющие на должном уровне сохранять работоспособность в состоянии утомления, способность адекватно реагировать на различные события. Отрицательно оцениваются следующие качества личности: низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряженность, избыточная агрессивность, импульсивность поступков, невротические симптомы, быстрая истощаемость нервных процессов, психопатические свойства характера. Третий. Высокий уровень интеллектуального развития, познавательная (когнитивная) активность юриста. Этот фактор обусловлен следующими качествами личности: развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция; гибкое, творческое мышление, умственная работоспособность, умение выделять главное; активность, подвижность психических познавательных процессов (восприятия, емкости памяти, продуктивного мышления, внимания); развитое воображение, интуиция, способность к абстрагированию, рефлексии. Низкая умственная работоспособность, сниженная познавательная активность и интеллект, неразвитое воображение, слабая память - качества, несовместимые с эффективностью профессиональной деятельности, и они оцениваются как прогностически неблагоприятные. Четвертый. Коммуникативная компетентность юриста. Коммуникативная компетентность предполагает следующие качества личности: способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, поддерживать с ним доверительные в необходимых пределах отношения; проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности, мотивы поведения, состояние психики; доброжелательное, вежливое отношение к людям, умение слушать участника диалога, эмпатийность (способность эмоционально отзываться на переживания собеседника); свободное, гибкое владение вербальными и невербальными средствами общения; умение в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от обстоятельств стиль общения; способность к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений, развитый самоконтроль над эмоциями, настроением в экстремальных ситуациях; адекватную самооценку; чувство юмора. Качествами, затрудняющими коммуникативные процессы, снижающими их результативность, являются замкнутость, повышенная сосредоточенность на своих проблемах, переживаниях (интровертированность), легко ранимое самолюбие, повышенная обидчивость, конфликтность, агрессивность, импульсивность, слабое владение вербальными и невербальными средствами общения. Пятый. Организаторские способности. Они позволяют юристу, независимо от рода его профессиональной деятельности, оказывать управляющее воздействие на различных людей, с которыми приходится вступать в диалог в процессе профессионального общения. Поэтому юрист должен иметь следующие качества: активность, инициативность, находчивость, смелость; решительность, настойчивость, целеустремленность; умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений, самостоятельность; чувство ответственности за свои действия и поступки; организованность, собранность, аккуратность в работе. Также важную роль в организаторских способностях играют следующие свойства: коммуникативная компетентность; нервно-психическая устойчивость; адекватная самооценка; высокая мотивация достижения успеха. Качествами, существенно снижающими организаторские возможности юриста, являются психопатические свойства характера, повышенная агрессивность, несбалансированность процессов торможения и возбуждения, эмоциональная неустойчивость, пассивность, безответственность, избыточная мнительность, тревожность, сниженный интеллект, завышенная самооценка, пренебрежительное отношение к людям. С учетом изложенного можно сделать следующие выводы: Во-первых, профессиональная деятельность юристов носит весьма напряженный, ответственный характер, обусловленный выполнением большого объема сложной, многообразной работы в условиях острого дефицита информации и времени, активного противодействия заинтересованных лиц. Во-вторых, к основным факторам профессиональной пригодности юриста следует отнести высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации; нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности юриста; высокий уровень интеллектуального развития, познавательная (когнитивная) активность юриста; коммуникативная компетентность юриста; организаторские способности. В-третьих, помимо перечисленных качеств личности, эффективность труда юриста зависит от мотивационной сферы его личности: в какой мере в ней доминируют социально значимые мотивы, потребность в достижении успехов в работе, в завоевании профессионального престижа, авторитета и уважения среди сотрудников, а также граждан, чьи законные права и интересы ему приходится защищать. Об интеллекте. Под интеллектом (от лат. intellectus - «понимание, познание») понимается система психологических механизмов, обусловливающих возможность строить внутри индивида адекватную модель (картину) окружающего мира и оптимально организовывать свое поведение, исходя из индивидуальных потребностей и в соответствии с объективными требованиями реальности. Автор рассматривает интеллект: - как общую умственную приспособляемость к новым задачам и условиям действительности; - как глобальную способность разумно действовать, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами (в качестве основного показателя была выбрана скорость выполнения определенных заданий); - как способность обрабатывать информацию (интеллект - это то, что измеряют интеллектуальные тесты); - как эквивалент общей одаренности личности, представляющий собой совокупность общих умственных способностей; - как многоуровневую организацию познавательных сил, охватывающую психофизиологические процессы, состояния и свойства личности. Интеллект человека с психологической точки зрения представляется как способность к обучаемости по прошлому опыту и приспособлению к жизненным условиям и ситуациям (способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем). Современная трактовка понятия интеллекта представлена как способность мозга организовать свою деятельность таким образом, чтобы вся имеющаяся в наличии информация могла использоваться с предельно максимальной эффективностью (то есть, по существу, это аналитико-логическая способность мышления). Таким образом, в интегральном смысле (виде), интеллект - это способность находить алгоритм решения задач. Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность: - любопытство - стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности; - глубина ума - способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного; - гибкость и подвижность ума - способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления; - логичность мышления - способность соблюдения строгой последовательности рассуждений с учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных его взаимосвязей; - доказательность мышления - способность к использованию в нужный момент фактов и закономерностей, подтверждающих правильность суждений и выводов; - критичность мышления - способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений (способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи); - широта мышления - способность к всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учетом исходных данных задачи и многовариантности ее решений. В настоящее время, несмотря на попытки выделить все новые «элементарные интеллектуальные способности», большинство исследователей сходится на том, что общий интеллект существует как универсальная психическая способность. В его основе лежит генетически детерминированное свойство нервной системы, определяющее скорость и точность переработки информации. В связи с успехами в науке наметилась тенденция понимать интеллект как познавательную деятельность любых сложных систем, способных к обучению, целенаправленной переработке информации и саморегулированию. Различия в интеллектуальной сфере возникают в результате сложных и многочисленных взаимодействий между наследственностью и средой, в которой живет конкретный человек. Наследственные влияния передаются через гены, которые индивид получает от родителей, и которые отвечают за формирование существенных для развития интеллекта биологических структур, прежде всего нервной системы. Влияние среды - это стимулы, которые человек получает от момента зачатия до смерти, включая пищу, культурную информацию, социальный опыт и многое другое. Попытка разделить генетические влияния и воздействие среды может завести в тупик, поскольку они взаимосвязаны: гены проявляют свое действие в контексте влияния среды, а факторы среды всегда действуют через биологические структуры, которые развиваются и регулируются в соответствии с заложенной в них генетической информацией. Человеческий интеллект, или способность абстрактного мышления, - одно из важнейших сущностных свойств человека. Человек способен к бесконечному познанию и преобразованию мира, бесконечному творению своей материальной и духовной сущности. Интеллект человека с психологической точки зрения представляется как способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем. Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность. При этом на уровень интеллекта влияют многие факторы среды, начиная от социальных и культурных условий и кончая физико-химическими воздействиями. Но главным таким фактором является обучение (образование). В настоящий период достаточно разработаны теоретические основы и практические подходы к оценке разновидностей интеллекта; всесторонне изучены формы интеллектуального поведения людей; полно определены базовые свойства интеллекта. Под понятием интеллектуального потенциала понимается способность человека определять цели и осуществлять оптимальный выбор средств их реализации. Потребность в использовании понятия интеллектуального потенциала возникает преимущественно при характеристике деятельности, которая носит творческий инновационный характер, выходит за рамки наработанных алгоритмов и автоматизированных действий. Интеллектуальный потенциал сотрудника (юриста, адвоката) рассматривается как его готовность к генерированию и решению инновационных задач при разрешении конфликтов гражданско-правового и уголовного характера на досудебном уровне и в судебном порядке. Для оценки общего интеллектуального потенциала человека используется методика расчета показателя IQ, базирующаяся на оценке способности решения логических задач. Интеллектуальный потенциал сотрудника (юриста) оценивается по набору базовых показателей: образование; научные результаты; умения решать нестандартные профессиональные задачи, а также решать тестовые профессионально важные задачи. Подбор и расстановку специалистов-юристов на должности и направления деятельности предлагается осуществлять в зависимости от их стиля в решении профессиональных задач - генерирующий; концептуальный; оптимизирующий; исполнительский. К испытанным и проверенным методам анализа потенциала сотрудника творческого труда являются интервьюирование; тестирование и аттестация; выявление знаний; самооценка; оценка руководителем; оценка коллегами. Интеллектуальный потенциал организации можно рассматривать как ее готовность к генерированию и освоению инноваций (складывается из накопленного объема знаний, интеллектуального уровня сотрудников, опыта инновационной деятельности). На практике оценка интеллектуального потенциала организации осуществляется по базовому набору показателей: имеющийся объем знаний, новизна технологий и методик в работе; интеллектуальный уровень сотрудников, квалификационная оценка менеджмента; квалификационная оценка сервисных служб, квалификационная оценка специалистов; опыт инновационной деятельности по разработке (отработке) новых технологий и методик оказания юридических услуг по различным направлениям; анализ интеллектуального потенциала организации (означает рассмотрение нематериальных активов компании, их оформление, фиксирование состояния на текущий момент и оценку их стоимости). К методам анализа интеллектуальных активов организации относятся анализ рыночного спроса; анализ конкурентоспособности; анализ коэффициента окупаемости инвестиций в интеллектуальную собственность; анализ достигнутых соглашений по предоставлению юридических услуг по финансово емким программам; анализ коэффициента окупаемости инвестиций в судебные тяжбы по сложным и комплексным программам; анализ знаний и умений; анализ платежей, поступающих по соглашениям о передаче технологий и методик работы по предоставлению юридических услуг. Знание практических психологов, включая в себя руководителей разного уровня, об уровне интеллектуального развития и умение применять и использовать это знание в продуктивном направлении является одним из основных требований целостного развития общества. Руководитель любого уровня, желающий стать действительно профессионалом своего дела, не должен забывать о том, что психология не стоит на месте, ее осведомленность в вопросах развития личности действительно велика, поэтому хороший менеджер должен быть не только хорошим психологом на обывательском уровне, но и психологом на творческом уровне. Современная система испытаний оценки умственных способностей достаточно широка (включает самые разнообразные тесты на способность оперировать словами, обращаться с абстрактными понятиями, исследует пространственное воображение и память). Специальные тесты (профессионально важные задачи) используются для профессионального тестирования на пригодность и для прогноза успеха профессиональной деятельности. В последующих статьях автор представит методики оценки интеллектуального потенциала сотрудников и организации (с точки зрения психологии), а также будут освещены некоторые направления повышения уровня интеллектуального потенциала личности юриста и правовой компании. Рациональное и эффективное использование интеллектуального потенциала отдельного сотрудника организации и самой организации является основным фактором повышения конкурентной способности предприятий в условиях рыночной экономики и наращивания экономической мощи конкретной организации (предприятия) и государства в целом.