HUMAN SAFETY IN THE CONDITIONS OF CHANGES
Rubrics: PSYCHOLOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The specific feature of changes is that a person does not think that it may happen with him or her although such denial prevents one from quick orientation in the new conditions, the conditions of uncertainty, and to build up one’s own strategies of safe survival.

Keywords:
Psychology of safety, informational impact, psychological protection, personality, society, information threats
Text
Text (PDF): Read Download

Особенность перемен в том, что человек не думает, что это может с ним случиться, хотя такое отрицание мешает ему быстрее ориентироваться в новых условиях, условиях неопределенности и выстроить свои стратегии безопасного выжи- вания. Дело в том, что жизнь коротка (врачи считают, что многие люди в XXI веке будут жить больше ста лет), а в том, что он быстро проходит. Чтобы не потратить жизнь впустую, требуется рисковать и проявлять смелость. И если человек готов так жить, то перемены его не пугают. На самом деле развивающийся человек умышленно создает перемены, потому, что мир уже не соот- ветствует тому, каким он хочет его видеть. «Вы можете сами руководить переменами, или пере- мены станут руководить вами» - пишет Джон У. Мариот в книге «Дух служения»(1997). Более того Кетрин Пондер, автор 16 книг о позитивном мыш- лении и процветании в своей книге «Динами- ческие законы процветания»(1962) утверждает: «Существует, по сути, одна проблема в жизни: застой. И есть, по сути, единственное решение: циркуляция. «П.В.Симонов считает неопреде- ленную ситуацию характерной для возникно- вения эмоций. Согласно его теории, стремление к повторному переживанию положительных эмо- ций вынуждает живые системы активно искать неудовлетворенные потребности и ситуацию неопределенности. Поэтому можно сказать, что неопределенность может быть стимулом к раз- витию. У нас возникнет новая синаптическая система, сравнимая с новой компьютерной про- граммой. А это значит, что мы станем видеть мир по-новому, произойдет желаемая транс-формация. В нейрофизиологии есть правило Хебба[1], которое доказывает, что, если посто- янно задействовать одну и ту же совокупность нервных клеток, то с каждым разом им будет все проще активироваться всем вместе. И постепенно между такими нейронами установится прочная и долговременная связь. Но обратимся к истории. Установление связи между миром материальным и миром мыслей, было головоломной задачей ученых всех времен. Даже сегодня многим из нас далеко не очевидно, что разум оказывает сколько-нибудь ощутимое воздействие на материальный мир. Рене Декарт, математик и философ XVII века был сторонником механистической модели мира, согласно которой Вселенная подчиняется определенным законам. Анализируя же человеческую мысль, Декарт стол- кнулся с настоящей проблемой: в работе разума оказалось слишком много переменных и свести его работу к единым законам, была нерешаемая задача. Поскольку Декарт не смог увязать свое понимание физического мира с миром челове- ческого разума, но и не мог признать наличия обоих миров, он заявил, что разум не подчиня- ется законам объективного, материального мира, а значит, не может считаться объектом научного исследования. Он заявил, что изучение материи - это сфера науки, а так как разум есть орудие божественного промысла, то и исследовать его должна религия. По существу Декарт «виноват» в противопоставлении разума и материи. На протяжении веков это представление о природе реальности оставалось общепринятым. Утверж- дению картезианских взглядов немало способ- ствовал Исаак Ньютон. Он не только укрепил механистическую модель Вселенной, но и вывел ряд законов. Согласно «классической» физиче- ской модели Ньютона абсолютно все объекты считались твердыми телами. К примеру, энергия определялась как сила, передвигающая объекты или изменяющая физическое состояние материи. Труды Рене Декарта и Исаака Ньютона легли в основание установки на то, что реальность под- чиняется принципам механики, а значит, человек практически не может на нее воздействовать. Все уже предопределено. Только приблизительно через 200 лет после Ньютона Альберт Энштейн открыл закон сохранения энергии и составил знаменитое уравнение Е=mc2 , доказывающее, что энергия и материя настолько глубоко взаимосвя- заны, что являются одной сущностью. Энштейн фактически доказал, что материя и энергия взаи- мозаменяемы. Это утверждение прямо противо- речило Декарту и Ньютону и ознаменовало новое понимание принципов функционирования Все- ленной. Чтобы разобраться, как устроен наш мир, пришлось изучать мельчайшие его частицы. Ока- зывается, что самые элементарные компоненты так называемого материального мира могут быть как волнами (энергией), так и частицами (мате- рией), в зависимости от разума наблюдателя. Именно из этих экспериментов и родилась новая область науки - «квантовая физика». Современ- ная физика, как мы уже и говорили, изменила наши взгляды на материальный мир. Она рас- сматривает Вселенную как безграничную неде- лимую сеть динамической активности. Одним словом, сегодня ученые подтверждают то, о чем уже тысячелетия говорят мистики, ясновидцы и оккультисты, - мы не отдельные элементы, а часть одного гигантского единого целого. У Шек- спира есть такие слова: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудре- цам». Реальность течет, ничто не постоянно, все является частью модели, находящейся в непре- рывном движении. Даже скала - это результат бешеной «пляски» энергии [4]. Вселенная жива и динамична, и мы сами, находясь в ней и будучи ее частью, живы и динамичны. Поразительные открытия, сделанные в науке за последние двад- цать лет, помогают лучше понять, как мозг создает свою собственную реальность. Они объясняют, почему визуализация или мысленное представле- ние - это не просто ненужные мечтания, а живой и творческий процесс, помогающий контроли- ровать и направлять электоромагнитные потоки человека. Мозг, мысли - электрический импульс, эмоции, тело - магнитное, притягивающее поле. Осознав сущность этих энергетических потоков, мы приходим к пониманию сущности работы мозга и тела. Эволюция умеет расставлять прио- ритеты. И главный ее вопрос - это вопрос выжи- вания и передачи наших генов от одного поколе- ния к другому. Каким бы сложным ни был мозг, который она формировала на протяжении многих миллионов лет, какими бы изумительными ни были его способности к концентрации, абстрак- циям, самоанализу, если бы они, эти способности, мешали нам обнаружить присутствие тигра или врага, или из-за них мы бы упускали подходя- щего нам сексуального партнера, а вместе с ним и возможность продолжить свой род, вид Homo sapiens давно бы вымер. Под воздействием силь- ного стресса префронтальный кортекс перестает реагировать и теряет свою способность управлять нашим поведением. На первый план выходят рефлексы и инстинкты [3]. Так как они быстрее и ближе к нашему генетическому наследию, эво- люция дала им приоритет действия в неотлож- ных ситуациях (когда речь идет о выживании, инстинкт направляет нас лучше, чем абстрактные размышления). В экстремальных условиях жизни наших предков эта аварийная система была наи- главнейшей. Но и спустя многие тысячелетия после возникновения Homo sapiens, она все еще играет исключительно важную роль в нашей жизни. Однако, когда наши эмоции слишком обнажены, главенство эмоционального мозга над когнитивным приводит к тому, что он начинает полностью управлять нашей психической дея- тельностью. В этом случае мы перестаем контро- лировать ход наших мыслей и теряем способность действовать с точки зрения наибольшей для нас выгоды в долгосрочном плане. Так происходит, когда мы чувствуем себя раздраженными после какого-либо досадного обстоятельства, в объя- тиях депрессии или в результате серьезной пси- хологической травмы возникающей в условиях неопределенности из-за избытка или недостатка объективной информации. В свое время Дж.Бру- нер, Э.Толмен, Д.Вернон, Бартлет писали, что неопределенность вызывает такие негативные эмоции как страх, отвращение, ненависть. Однако следует заметить, что это не так однозначно, так как весьма часто неопределенность связана с тре- вогой, которая наряду с негативными эмоциями содержит в себе интерес. В эмоциональном плане неопределенность чаще всего бывает неприятной, но, с другой стороны, она стимулирует вооб- ражение, умственную и поведенческую актив- ность, которые и приводят к положительным эмоциям. Рождается новое позитивное прозре- ние - человеческое сознание можно радикально трансформировать. В учениях индуизма (а иногда и в буддизме) такую трансформацию называют просветлением. В учениях Иисуса это спасение, а в буддизме - конец страданий. Термины «осво- бождение» и «пробуждение» также описывают эту трансформацию. Возможность такой транс- формации была главным посланием всех вели- ких учений мудрости в истории человечества. Посланцы - Будда, Иисус и другие, не все нам известные, - были ранними цветами человече- ства. Их идеи и концепции, может и важны, но все же они вторичны. Это лишь указатели на пути к пробуждению. Тогда как сдвиг происхо- дит внутри нас в процессе обучения и освоения позитивного мышления. « Если у вас есть только один способ решения какой-либо задачи, то вы робот. Если у вас есть два способа, перед вами неразрешимая дилемма. Вам необходимо иметь, по крайней мере, три различных способа решения любой задачи, чтобы почувствовать, что ваше поведение становится действительно гибким и разнообразным»[2]. И так, мы уже упоминали, Альберт Энштейн потряс мир, доказав, что энергия (бесформенное) превращается в материю (имеющую форму). Он показал, что физический и нефизический миры взаимосвязаны и взаимозаменяемы. Позитив- ное мышление признает связь между невидимой субстанцией, или энергией, и мыслями людей. Увязывая то и другое, вы можете лучше контро- лировать формирование материи. Удача любит смелых, а жизнь как будто расчищает дорогу тем, кто знает, чего хочет. Желание + визуализа- ция = успех. Для человека образованного, пози- тивно заряженного не представляется трудным определить стратегию обеспечения безопасного поведения в любых условиях ситуации с мно- гими неизвестными, в неопределенной ситуации, трансформироваться и добиться успеха в этой такой не простой жизни.
References

1. Hebb D.O., The Organisazation of Behavior: A Nuropsychological Theori. ahwah. NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 2002.

2. Anders Stiv i Folkner Charl'z. NLP : Tehnologii uspeha.1991.

3. Broca P. Anatomie comparee des circonvolutions cerebrales. Le grand lobe imbique et la scissure limbique dans le serie des mammifieres». // Revue nthropologique.-1878. - Vol. 2. - P. 385-498.

4. Bor Nil's. O stroenii atomov i molekul/ Nil's Bor. Izbrannye nauchnye trudy v dvuh tomah. T.1. - M., 1970.)

Login or Create
* Forgot password?